ВВЕДЕНИЕ
Список сокращений
ПДК | предельно допустимая концентрация вещества в жизненном пространстве. |
ПДУ | предельно допустимый уровень потока энергии. |
СПЖ | сокращение продолжительности жизни |
СИЗ | средства индивидуальной защиты |
КЕО | коэффициент естественной освещенности |
ЭМИ | электромагнитные излучения |
ИК | инфракрасное излучение |
УФИ | ультрафиолетовое излучение |
ЛИ | лазерное излучение |
ЭМП | электромагнитные поля |
ЛЭП | линии электропередач |
СВЧ | сверхвысокая частота |
РТО | радиотехнические объекты |
РЛС | радиолокационные станции |
ИИ | ионизирующие излучения |
ИИИ | источники ионизирующих излучений |
ЕРФ | естественный радиационный фон |
ТИРФ | техногенно измененный радиационный фон |
ПД | пределы доз |
ОХВ | опасное химическое вещество |
КВИО | коэффициент возможности ингаляционного отравления |
ПУЭ | правила устройства электроустановок |
ОВОС | оценка воздействия на окружающую среду |
ПОС | проект организации строительства |
ППР | проект производства работ |
«Безопасность жизнедеятельности» является общепрофессиональной дисциплиной, предназначенной для подготовки студента к решению задач по обеспечению техносферной безопасности на производстве. Она формирует знания, умения и навыки необходимые для оценки опасных и вредных производственных факторов, организации на производстве мероприятий по охране труда и окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия персонала и населения. Объектом изучения дисциплины является производственная деятельность. Предметом изучения дисциплины являются техносферная безопасность.
Научными основами дисциплины являются: теория труда, физиология, психология и гигиена труда, физика, химия и экология.
Целями обучения являются: ознакомление с теоретическими и медико-биологическими основами безопасности жизнедеятельности; изучение опасных и вредных факторов влияющих на жизнедеятельность; формирование умений по обеспечению гигиены труда и техники безопасности в производственных условиях; получение первичных навыков по организации безопасности труда на производстве; воспитание чувства высокой личной ответственности за организацию и руководство охраной труда на порученном участке работы.
Толковые словари русского языка рассматривают жизнедеятельность как способность человека к жизненным отправлениям, при этом под отправлениями понимается деятельность организма.
В Учебнике «Безопасность жизнедеятельности» под редакцией профессора Белова С.В. [4] жизнедеятельность определяется как «повседневная деятельность и отдых, способ существования человека».
А есть ли другие способы существования человека? Вероятно, нет. Вероятно, жизнедеятельность единственный способ существования человека. Существует этим способом человек в трех сферах: бытовой, производственной и природной. Кроме сфер жизнедеятельности есть еще и режимы. Основных режимов два – повседневный режим и режим чрезвычайной ситуации.
Во всех этих сферах и режимах на человека действуют позитивные силы и негативные силы. Часто эти силы называют факторами. Способность человека противостоять негативным факторам получило название «безопасность».
Из приведенных посылок можно сделать вывод о том, что дисциплина с названием «Безопасность жизнедеятельности» должна изучать методы, способы, средства и организацию снижения уровня негативных факторов с которыми сталкивается человек при своем существовании в трех сферах и двух режимах.
Предлагаемое пособие разрабатывалось не с целью «объять необъя-тное», а с целью сосредоточить внимание только на четырех аспектах:
взаимодействие человека и среда обитания;
гигиена жизнедеятельности и техника безопасности
понятия и организация охраны труда, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
основы охраны труда в строительстве.
Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций рассмотрены нами в кратком курсе «Защита населения и территорий в мирное и военное время», а также в учебном пособии «Радиационная, химическая и биологическая защита населения и спасателей».
Безопасность жизнедеятельности при наличии опасных производств и отражение этих вопросов в проектной документации подробно разобраны в двух наших книгах: «Опасные технологии и производства» [13]; «Декларирование опасных производств» [12].
Вопросам экологической безопасности посвящено пособие «Экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду и сертификация» [11].
Библиография на все приведенные источники дана в списке литературы в конце книги.
Но это будет потом, а сейчас Вы открыли книгу, в которой пять разделов.
В первом разделе рассмотрены основы взаимодействия человека и окружающей среды.
Во втором разделе оценено влияние на деятельность человека микроклимата, освещенности, вибрации, шума, электромагнитных излучений, химических и радиоактивных веществ.
В третьем разделе даны основы обеспечения комфортных условий, защиты от вибраций и шума и электромагнитных полей.
В четвертом разделе даны основы электробезопасности и молниезащиты, пожарной и взрывной безопасности, проанализированы средства коллективной и индивидуальной защиты используемые строителями.
Пятый раздел посвящен системам охраны труда, охраны окружающей среды, системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом разделе кратко рассмотрены вопросы, связанные с охраной труда в строительстве.
Учебное пособие написано на основе опыта чтения лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов Инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке учебного пособия к изданию ассистенту кафедры «Безопасность жизнедеятельности» СПбГПУ Румянцевой Нине Вячеславовне.
Раздел 1