Введение. Значение цвета в дизайне среды

Лекция 1. Введение. Значение цвета в дизайне среды. Природа цвета. Изучение законов, проявления свойства излучения цветности в окружающем мире. Свет и тьма. Волновая теория света.

Потребность современного человека в цвете так же велика, как потребность в свете, движении (танце) и даже в звуках. Все это - основные факторы в жизни современных людей, их современная "нервная система".1

Тео ван Дусбург.

Применение знаний о природе возникновения цвета, его законов и свойств используется во многих профессиях. В своей профессиональной деятельности многим специалистам приходится изучать науку о цвете и эти знания имеют огромное значение и это не только художники, дизайнеры, модельеры, полиграфисты, фотографы, работники кино и телевидения – люди искусства, но и колориметристы, светотехники, химики, геологи, медики и психологи. Это не просто интересные научные данные, но и багаж необходимых знаний и умений для решения конкретных профессиональных практических задач, который каждый специалист в его определенной функции. Например:

- для одной группы людей важны эстетические функции цвета, его способность гармонизировать окружающую действительность;

- для другой группы основополагающей является информационная сущность цвета, те значения, которые заложены в нем человечеством:

- для третьей (психологов) применение цвета как средство психодиагностики и терапии, при этом лечение будет без побочных эффектов.

Проблема использования цвета - одна из самых сложных и многогранных, различные аспекты которой требуют для своего решения совместных усилий

представителей естественных и точных наук. Трудно сказать, чей вклад в

________________

1. Т. Дусбург. "Фундаментальные принципы неопластицизма". АмстердамИз-во Баухауз, 1919 г.С. 54.

 

 

развитие науки о цвете больше: физика Ньютона или художника Леонардо да

Винчи, физиолога Кравкова или поэта Гете. Отличные результаты давала творческая дружба, связывающая людей самых разных профессий. Законы оптического смешения цветов, изучением которых занимался физик Шеврель, положили начало творческой лаборатории художника Сера. Гете, описав заснеженные Альпы в своем письме чешскому физиологу Пуркине, помог последнему сформулировать "эффект Пуркине".

Задачи, решаемые цветом в дизайне среды, многочисленны и разносторонни. Цвет способен выступать в качестве знаков оценочного характера, ориентировать человека в пространстве, когда цвет способен выполнять роль биологически необходимых пространственных констант. Не менее важной является цвета и на последующих уровнях, когда цвет помогает выявлять функциональную и семантическую значимость пространства. Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в дизайне среды. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых дизайнер способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно-пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями. Великолепно охарактеризовал эту специфику цвета современный французский исследователь Жак Вьено:"Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу". 2

Знание основных закономерностей цветового воздействия, овладение методикой экспериментальной проверки, учет выявленных закономерностей

в проектной деятельности - непременное условие профессиональной

___________

2. Вьено Жак .Париж."Art present", 1950

 

деятельности дизайнеров. Мир постоянно изменяется, это касается не только нас самих но нашего окружения. Развиваются технологии и преображаются наши дома, природа становится другой. Что-то мы теряем из нашего окружения, но что-то приобретаем и не всегда это только новое, может видоизмененное нами старое и забытое. Сегодня на смену типовым проектам пришли тренды и тенденции, которые позволяют не ограничивать себя в творчестве и проявлении яркой индивидуальности. Иными словами, на смену стандартному набору дизайнерских приёмов пришла бесконечная галерея всевозможных инструментов. Однако в любом изобилии важно не потеряться, а выбрать лучшее. Ведь сегодня, по словам Ф. Л. Райта, "...нам нужно знание там, где раньше было достаточно инстинкта. Случайное и живописное должно уступить место сознательно созданной красоте". 3

Овладение методикой оценки и формирования цветовой среды, является важной составной частью подготовки студентов.