Вопросы к экзамену (2 семестр)

Содержание и формы промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

Формы аттестации по дисциплине:

· Экзамен (2 и 4 семестры).

 

1. Предмет психологии. Подходы к трактовке психики.

2. Специфические особенности психического отражения.

3. Подходы к рассмотрению соотношения психического и нервно-физиологического.

4. Три основных блока мозга и их функции. Функциональная асимметрия полушарий мозга.

5. Развитие психики в филогенезе. Условия возникновения сознания.

6. Метод интроспекции. Объективное познание психики. Виды внешних проявлений психики.

7. Методы психологии.

8. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

9. Понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений.

10. Свойства ощущений. Закономерности ощущений. Развитие чувствительности.

11. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Физиологические основы восприятия.

12. Свойства восприятия.Зрительное, осязательное и слуховое восприятие.

13. Восприятие пространства, времени и движения. Наблюдение и наблюдательность.

14. Понятие о памяти. Связь памяти с другими познавательными процессами. Физиологические основы памяти.

15. Виды памяти. Запоминание и условия эффективного запоминания.

16. Воспроизведение и его виды. Сохранение и забывание.

17. Понятие о мышлении. Связь мышления с другими познавательными процессами. Физиологические основы мышления.

18. Мыслительные операции. Логические формы мышления.

19. Динамика мышления при решении задач. Виды мышления.

20. Понятие о воображении. Роль воображения в деятельности человека. Физиологические основы воображения.

21. Виды и приемы воображения.

22. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Факторы, определяющие внимание.

23. Виды внимания. Свойства внимания.

24. Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические основы эмоций и чувств.

25. Формы эмоциональных переживаний. Высшие чувства.

26. Понятие о воле. Физиологические основы воли. Структура волевого акта.

27. Понятие о психических состояниях. Функции состояний.Характеристики (параметры) психических состояний.

28. Классификация психических состояний. Регуляция психических состояний.

29. Общая характеристика деятельности. Психика и деятельность.

30. Структура деятельности. Подходы к характеристике структуры деятельности.

31. Характеристика компонентов деятельности. Физиологические механизмы регуляции деятельности.

32. Умения, навыки и привычки. Освоение деятельности. Условия формирования умений, навыков и привычек.

33. Общая характеристика стиля деятельности. Подходы к характеристике стиля.

34. Процессуальная и результативная стороны стиля деятельности.

35. Внутренние условия стиля деятельности и их взаимодействие.

36. Внешние условия и требования деятельности и стиль. Механизмы, обеспечивающие приспособление индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности.

37. Развитие и условия формирования стиля деятельности.

38. Виды деятельности.

39. Общая характеристика общения. Соотношение категорий общения и деятельности в психологии.

40. Структура и функции общения.

41. Понятие о речи. Язык и речь. Функции речи.

42. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания.

43. Физиологические основы речи. Виды афазий.

44. Соотношение речи и мышления.

45. Виды речи.

46. Понятие о сознании. Признаки сознания и его функции. Сознание и деятельность.

47. Когнитивный, регулятивный, коммуникативный и личностный аспекты сознания. Структура сознания.

48. Общая характеристика бессознательного. Соотношение и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений.

49. Характеристика неосознаваемых явлений (неосознаваемые механизмы деятельности неосознаваемые побудители деятельности).

50. Характеристика неосознаваемых явлений (надсознательные явления, субсенсорное восприятие, структуры общественного бессознательного).

51. Понятие личности в отечественной психологии. Основные отличительные признаки свойств личности.

52. Этапы и механизмы развития личности. Биологическое и социальное в личности.

53. Подходы к пониманию и структуре личности в работах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

54. Подходы к пониманию и структуре личности в работах Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева.

55. Подходы к пониманию и структуре личности в работах К.К.Платонова и В.С.Мерлина.

56. Индивид, субъект, личность, индивидуальность, интегральная индивидуальность: соотношение понятий.

57. Понятие темперамента, его специфические особенности.

58. История развития учений о темпераменте (Гиппократ, Гален, Э.Кречмер, У.Шелдон, др.).Физиологические основы темперамента.

59. Психологическая характеристика свойств темперамента (В.С. Мерлин).

60. Характеристика типов темперамента с точки зрения свойств (по В.С. Мерлину).Темперамент и деятельность человека.

61. Мотивы и потребности, их соотношение и структура.

62. Классификации видов потребностей.

63. Виды мотивов.

64. Понятие и виды направленности личности.

65. Понятие и виды мотивации. Мотивация и деятельность (закон Йеркса-Додсона).

66. Характер, его специфические особенности. Физиологические основы характера.

67. Темперамент и характер: их сходство и отличия, формы взаимодействия.

68. Структура характера, ее свойства.

69. Типология акцентуаций характера (К.Леонгард). Акцентуации характера у подростков (А.Е.Личко).

70. Понятие способностей в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.

71. Виды способностей, их характеристика.

72. Уровни развития способностей, их характеристика.

73. Структура «Я-концепции» (Р.Бернс), характеристика ее компонентов.

74. Подходы к понятию и характеристике структуры самосознания в отечественной психологии (И.И.Чеснокова, В.С.Мерлин, Д.А.Леонтьев, др.). Функции самосознания в психике.