Вопросы к экзамену (2 семестр)
Содержание и формы промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.
Формы аттестации по дисциплине:
· Экзамен (2 и 4 семестры).
1. Предмет психологии. Подходы к трактовке психики.
2. Специфические особенности психического отражения.
3. Подходы к рассмотрению соотношения психического и нервно-физиологического.
4. Три основных блока мозга и их функции. Функциональная асимметрия полушарий мозга.
5. Развитие психики в филогенезе. Условия возникновения сознания.
6. Метод интроспекции. Объективное познание психики. Виды внешних проявлений психики.
7. Методы психологии.
8. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.
9. Понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений.
10. Свойства ощущений. Закономерности ощущений. Развитие чувствительности.
11. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Физиологические основы восприятия.
12. Свойства восприятия.Зрительное, осязательное и слуховое восприятие.
13. Восприятие пространства, времени и движения. Наблюдение и наблюдательность.
14. Понятие о памяти. Связь памяти с другими познавательными процессами. Физиологические основы памяти.
15. Виды памяти. Запоминание и условия эффективного запоминания.
16. Воспроизведение и его виды. Сохранение и забывание.
17. Понятие о мышлении. Связь мышления с другими познавательными процессами. Физиологические основы мышления.
18. Мыслительные операции. Логические формы мышления.
19. Динамика мышления при решении задач. Виды мышления.
20. Понятие о воображении. Роль воображения в деятельности человека. Физиологические основы воображения.
21. Виды и приемы воображения.
22. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Факторы, определяющие внимание.
23. Виды внимания. Свойства внимания.
24. Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические основы эмоций и чувств.
25. Формы эмоциональных переживаний. Высшие чувства.
26. Понятие о воле. Физиологические основы воли. Структура волевого акта.
27. Понятие о психических состояниях. Функции состояний.Характеристики (параметры) психических состояний.
28. Классификация психических состояний. Регуляция психических состояний.
29. Общая характеристика деятельности. Психика и деятельность.
30. Структура деятельности. Подходы к характеристике структуры деятельности.
31. Характеристика компонентов деятельности. Физиологические механизмы регуляции деятельности.
32. Умения, навыки и привычки. Освоение деятельности. Условия формирования умений, навыков и привычек.
33. Общая характеристика стиля деятельности. Подходы к характеристике стиля.
34. Процессуальная и результативная стороны стиля деятельности.
35. Внутренние условия стиля деятельности и их взаимодействие.
36. Внешние условия и требования деятельности и стиль. Механизмы, обеспечивающие приспособление индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности.
37. Развитие и условия формирования стиля деятельности.
38. Виды деятельности.
39. Общая характеристика общения. Соотношение категорий общения и деятельности в психологии.
40. Структура и функции общения.
41. Понятие о речи. Язык и речь. Функции речи.
42. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания.
43. Физиологические основы речи. Виды афазий.
44. Соотношение речи и мышления.
45. Виды речи.
46. Понятие о сознании. Признаки сознания и его функции. Сознание и деятельность.
47. Когнитивный, регулятивный, коммуникативный и личностный аспекты сознания. Структура сознания.
48. Общая характеристика бессознательного. Соотношение и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений.
49. Характеристика неосознаваемых явлений (неосознаваемые механизмы деятельности неосознаваемые побудители деятельности).
50. Характеристика неосознаваемых явлений (надсознательные явления, субсенсорное восприятие, структуры общественного бессознательного).
51. Понятие личности в отечественной психологии. Основные отличительные признаки свойств личности.
52. Этапы и механизмы развития личности. Биологическое и социальное в личности.
53. Подходы к пониманию и структуре личности в работах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.
54. Подходы к пониманию и структуре личности в работах Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева.
55. Подходы к пониманию и структуре личности в работах К.К.Платонова и В.С.Мерлина.
56. Индивид, субъект, личность, индивидуальность, интегральная индивидуальность: соотношение понятий.
57. Понятие темперамента, его специфические особенности.
58. История развития учений о темпераменте (Гиппократ, Гален, Э.Кречмер, У.Шелдон, др.).Физиологические основы темперамента.
59. Психологическая характеристика свойств темперамента (В.С. Мерлин).
60. Характеристика типов темперамента с точки зрения свойств (по В.С. Мерлину).Темперамент и деятельность человека.
61. Мотивы и потребности, их соотношение и структура.
62. Классификации видов потребностей.
63. Виды мотивов.
64. Понятие и виды направленности личности.
65. Понятие и виды мотивации. Мотивация и деятельность (закон Йеркса-Додсона).
66. Характер, его специфические особенности. Физиологические основы характера.
67. Темперамент и характер: их сходство и отличия, формы взаимодействия.
68. Структура характера, ее свойства.
69. Типология акцентуаций характера (К.Леонгард). Акцентуации характера у подростков (А.Е.Личко).
70. Понятие способностей в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.
71. Виды способностей, их характеристика.
72. Уровни развития способностей, их характеристика.
73. Структура «Я-концепции» (Р.Бернс), характеристика ее компонентов.
74. Подходы к понятию и характеристике структуры самосознания в отечественной психологии (И.И.Чеснокова, В.С.Мерлин, Д.А.Леонтьев, др.). Функции самосознания в психике.