Тема 31. Мотивационно-потребностная сфера личности

Тема 30. Межполушарная асимметрия

Цель занятия:охарактеризовать основные функции полушарий головного мозга, а также личностные особенности людей с доминированием одного из полушарий, раскрыть специфику понятий билатеральная индивидуальность и индивидуальный латеральный профиль личности.

Понятия: функции полушарий головного мозга, личностные особенности людей с преобладанием одного из полушарий головного мозга,межполушарная, двигательные и сенсорные виды асимметрий, билатеральная индивидуальность, индивидуальный латеральный профиль личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга у человека: преимущества и способы идентификации.

2. Личностные особенности людей с преобладанием одного из полушарий мозга. Билатеральная индивидуальность.

3. Двигательные и сенсорные виды асимметрий.

4. Индивидуальный латеральный профиль, его влияние на особенности личности человека.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 124-132.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Союз, 1998. С. 183-189.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. С.263-324.

Мотова М.А., Суворова В.В., Туровская З.А. Функциональная асимметрия мозга. – М.: Медицина, 1987.

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Сфера, 2003. С.153-220.

Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. – М.: Мир, 1983.

 

 

Цель занятия:проанализировать особенности изучения мотивационной сферы личности в отечественной и зарубежной психологии, раскрыть специфику понимания терминов «нужда», «потребность», «мотив», рассмотреть подходы к классификации потребностей и мотивов личности.

Понятия: мотивационная сфера личности, источник активности, потребность и нужда, виды потребностей, мотив, структура и виды мотивов.

Вопросы для обсуждения:

1. Исследование мотивов и мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

2. Мотивационная сфера личности, ее основные характеристики.

3. Потребность: сущность, виды.

4. Мотив: сущность, структура, виды.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Ильин Е.Н. Мотивы и мотивация. – СПб.: Питер, 2000.

Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Учебное пособие для спецкурса. – Пермь, 1971. С. 8-14, 48-58, 69-75.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. С.189-206.

Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырей. – М.: МГУ,1982. С. 71-80.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.

Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук / Отв. ред. И.Т.Фролов. – М.: Наука, 1989.