Исследования личности
Тема 27. Методология и методы психологического
Соотношение понятий
Цель занятия:рассмотреть специфику понятий, обозначающих человека, обозначить разные точки зрения на проблему соотношения данных понятий, раскрыть психологический смысл понятия «интегральная индивидуальность».
Понятия:индивид, субъект, личность, ипндивидуальность, интегральная индивидуальность, виды связей, уровни интегральной индивидуальности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие индивида в работах отечественных авторов. Индивид и личность.
2. Проблема субъекта в отечественной психологии. Субъект и личность.
3. Личность и индивидуальность: соотношение понятий.
4. Понятие и характеристика уровней интегральной индивидуальности.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список источников литературы:
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и грани субъектно-деятельностного подхода // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. – М., 1999.
Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991. - № 6.
Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2000.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993.
Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная реальность // Вопросы психологии. 1989. №4.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. С.39-48.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. С.238-253.Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психологический журнал. 1997. – Т.18. №3.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Цель занятия:сформировать представление об основных методологических основаниях и методах изучения личности в психологии.
Понятия:методология (номотетический и идеографический подходы) и методы психологического исследования личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие методологии, методов и методик исследования в психологии.
2. Характеристика номотетического и идеографического анализа личности.
3. Методы исследования личности в психологии.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список источников литературы:
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997. Гл. 12.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: МГУ, 1985.
Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988. С. 41-56.
Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Уч. зап. Пермского пед. ин-та. – Пермь, 1970. Т.77. Вып. 6.
Тема 28. Темперамент как природная основа личности
Цель занятия:проанализировать и сопоставить основные подходы к темпераменту в историческом масштабе и в современной психологии,рассмотреть физиологические основы данного феномена.
Понятия: темперамент, свойства нервной системы как физиологический базис свойств темперамента, свойства темперамента.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие темперамента и его специфические особенности.
2. История развития учения о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.
3. Современные отечественные и зарубежные теории темперамента.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список источников литературы:
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. С. 60-101.
Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С.160-167.
Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973. С. 45-67, 68-76, 112-121.
Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) / Я. Стреляу, О. Митина, Б.Завадский и др. – М.: Смысл, 2005. С. 5-38, 42-47.
Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Медгиз, 1966.
Небылицын В.Д.. Темперамент // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С.153-180.
Общая психология / Под ред. А.В.Петровского, 2-е. изд. – М.: Просвещение, 1976. Гл. 16 (глава написана В.С.Мерлиным и Б.А.Вяткиным).
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982. С.19-140.
29. Характеристика свойств и типов темперамента
Цель занятия:обсудить и систематизировать основные идеи В.С. Мерлина относительно свойств, типов темперамента и роли темперамента в различных видах деятельности человека.
Понятия:свойства темперамента, типы темперамента, деятельность с «широкой» и «узкой зоной неопределенности», роль темперамента в совместной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные свойства темперамента в концепции В.С. Мерлина, их характеристика.
2. Психологическая характеристика типов темперамента (по В.С. Мерлину).
3. Темперамент и деятельность человека.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список источников литературы:
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. С. 60-101.
Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) / Я. Стреляу, О. Митина, Б.Завадский и др. – М.: Смысл, 2005. С.47-60.
Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973.
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982. С.19-140.