Исследования личности

Тема 27. Методология и методы психологического

Соотношение понятий

Цель занятия:рассмотреть специфику понятий, обозначающих человека, обозначить разные точки зрения на проблему соотношения данных понятий, раскрыть психологический смысл понятия «интегральная индивидуальность».

Понятия:индивид, субъект, личность, ипндивидуальность, интегральная индивидуальность, виды связей, уровни интегральной индивидуальности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие индивида в работах отечественных авторов. Индивид и личность.

2. Проблема субъекта в отечественной психологии. Субъект и личность.

3. Личность и индивидуальность: соотношение понятий.

4. Понятие и характеристика уровней интегральной индивидуальности.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и грани субъектно-деятельностного подхода // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. – М., 1999.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991. - № 6.

Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2000.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993.

Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная реальность // Вопросы психологии. 1989. №4.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.

Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. С.39-48.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. С.238-253.Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психологический журнал. 1997. – Т.18. №3.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

Цель занятия:сформировать представление об основных методологических основаниях и методах изучения личности в психологии.

Понятия:методология (номотетический и идеографический подходы) и методы психологического исследования личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие методологии, методов и методик исследования в психологии.

2. Характеристика номотетического и идеографического анализа личности.

3. Методы исследования личности в психологии.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997. Гл. 12.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: МГУ, 1985.

Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988. С. 41-56.

Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Уч. зап. Пермского пед. ин-та. – Пермь, 1970. Т.77. Вып. 6.

Тема 28. Темперамент как природная основа личности

Цель занятия:проанализировать и сопоставить основные подходы к темпераменту в историческом масштабе и в современной психологии,рассмотреть физиологические основы данного феномена.

Понятия: темперамент, свойства нервной системы как физиологический базис свойств темперамента, свойства темперамента.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие темперамента и его специфические особенности.

2. История развития учения о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.

3. Современные отечественные и зарубежные теории темперамента.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. С. 60-101.

Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С.160-167.

Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973. С. 45-67, 68-76, 112-121.

Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) / Я. Стреляу, О. Митина, Б.Завадский и др. – М.: Смысл, 2005. С. 5-38, 42-47.

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Медгиз, 1966.

Небылицын В.Д.. Темперамент // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С.153-180.

Общая психология / Под ред. А.В.Петровского, 2-е. изд. – М.: Просвещение, 1976. Гл. 16 (глава написана В.С.Мерлиным и Б.А.Вяткиным).

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982. С.19-140.

29. Характеристика свойств и типов темперамента

Цель занятия:обсудить и систематизировать основные идеи В.С. Мерлина относительно свойств, типов темперамента и роли темперамента в различных видах деятельности человека.

Понятия:свойства темперамента, типы темперамента, деятельность с «широкой» и «узкой зоной неопределенности», роль темперамента в совместной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные свойства темперамента в концепции В.С. Мерлина, их характеристика.

2. Психологическая характеристика типов темперамента (по В.С. Мерлину).

3. Темперамент и деятельность человека.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. С. 60-101.

Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) / Я. Стреляу, О. Митина, Б.Завадский и др. – М.: Смысл, 2005. С.47-60.

Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982. С.19-140.