Тема 20. Виды речи и мышление
Тема 19. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания
Тема 18. Речь и ее функции
Цель занятия: проанализировать сущность, основные характеристики, функции и физиологические основы речи.
Понятия: речь, язык, слово и синтагма, функции речи, физиологические основы речи.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о речи. Язык и речь.
2. Слово и его основные функции. Основные виды грамматических средств выражения связей и отношений между предметами.
3. Функции речи.
4. Физиологические основы речи.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13.
Список источников литературы:
Веккер Л. М. Психика - речь - сознание // Веккер Л. М. Психические процессы. Л., 1981.Т. 3. Гл. V. § 5. С. 285—300.
Выготский Л. С. Развитие речи и мышления//Там же. Гл. 2. С. 237—254.
Лурия А. Р. Проблема языка и сознания //Лурия А. Р. Язык и сознание. М, 1979. Лекция I.C. 11—30.
Лурия А. Р. Роль речи впротекании психических процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие//Там же. Лекция 6. С. 115—134.
Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А., Речь как объект психологического исследования //Ушакова Т. П., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М, 1989. Гл. 1.С. 10—60.
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. Лурия А. Р. Язык и мозг//Вопросы психологии. 1974. № 1. С. 49—60.
Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
Цель занятия: охарактеризовать процессы кодирования и декодирования речевого высказывания.
Понятия: структура кодирования речевого высказывания, структура декодирования речевого высказывания, связь речи с неречевыми компонентами, стиль устного выступления.
Вопросы для обсуждения:
1. Процесс кодирования речевого высказывания и его этапы.
2. Процесс декодирования речевого высказывания. Декодирование значений слов, фраз, смысла сообщений, мотивов и отношений.
3. Стиль устного выступления.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Петровский А.В. Введение в психологию. М. 1995. Глава 11, С. 286-288.
Немов Р.С. Психология. Книга I.M. 1994. Глава 12, с. 263-282.
Список источников литературы:
Лурия А.Р. Язык и Сознание. М. 1979. с.187-200, 217-250.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность.М.,1969.
Логический анализ языка: Ментальные действия.М.,1993.
Потебня А.А.Мысль и язык. Киев, 1993.
Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи.М.,1991.
Ерастов Н.П. Формирование стиля лекторской деятельности. М. 1978.
Леонтьев А.А. Психологический портрет лектора. М. 1979.
Цель занятия: рассмотреть виды речи, связь внутренней и внешней речи, а также речи и мышления.
Понятия: аффективная, диалогическая, устная монологическая речь, письменная, внутренняя, эгоцентрическая речь, речь и мышление.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика аффективной, диалогической и монологической речи.
2. Характеристика письменной речи.
3. Внутренняя речь. Связь внутренней речи с внешней.
4. Соотношение речи и мышления.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13.
Список источников литературы:
Лурия А.Р. Язык и Сознание. М. 1979. с. 11-50, 165-181,265-306.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М. 1968. с.39-45, 55-58, 216-228.
Лурия А. Р. Основные формы речевого высказывания. Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь//Там же. Лекция П. С. 203—216).
Выготский Л. С. Предыстория развития письменной речи//Там же. Т. 3. Гл. 7. С. 77—200.
Выготский Л. С. Развитие устной речи//Выготский Л. С. Собр. соч.: М, 1983. Т. 3. Гл. 6. С. 164—177.,
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий.М, 1993
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.М.,1982.
Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность.М.,1969.
Рушкевич Е.А. Высшая нервная деятельность при некоторых логических операциях. Киев, 1981.: