Тема 17. Общая характеристика общения
Тема 16. Умения, навыки и привычки. Стиль деятельности
Цель занятия: дать характеристику основных этапов освоения деятельности, систематизировать представления о стиле деятельности.
Понятия: знания, умения, навыки, привычки, упражнения, контроль, перенос, интерференция, стиль, стиль деятельности, структура стиля деятельности, полисистемная характеристика стиля, функции стиля, развитие стиля.
Вопросы для обсуждения:
1. Умение, навыки и привычки. Виды навыков и привычек.
2. Понятие стиля деятельности.
3. Процессуальная и результативная стороны стиля.
4. Внутренние условия стиля и отражение субъектом внешних условий и требований деятельности.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 5.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
· Ломов Б.Ф. Проблема деятельности в психологии. С. 149-150.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. 1986. с. 153-181.
Щукин М.Р. Полисистемная характеристика структуры и развития стиля деятельности. // Полисистемное исследование индивидуальности человека. М. 2005. С. 17-49.
Список источников литературы:
Платонов К.К. О системе психологии. М. 1972. с. 153-158.
Волков A.M.. Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция: психологический анализ. М., МГУ, 1987.
Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988. С. 36-115.
Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. Под.ред.Б.А.Вяткина - М.: Изд-во ИП РАН, 1999. стр.108-184
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от психологических
свойств нервной системы. Казань. 1969.С. 248-253.
Вяткин Б. А., Щукин М.Р. Человек –стиль-социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве. Пермь, 2007.
Исмагилова А.Г. Психология стиля педагогического общения. Пермь, 2003.
Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического
общения //Вопр.психол. 1990 №2.С62-69.
Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.
Цель занятия: проанализировать сущность, проблему соотношения категорий «деятельность» и «общение», рассмотреть психологические предпосылки общения.
Понятия: общение, связь общения и деятельности, связь общения и психических процессов, вербальная и невербальная коммуникация.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об общении. Вербальная и невербальная коммуникация.
2. Психологические предпосылки общения.
3. Соотношение категорий общения и деятельности.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Петровский А.В. Введение в психологию. М. 1995. Глава 11.
Андреева Г. М. Социальная психология. М. 1996. Глава 4
Список источников литературы:
Бодалев А.А. Личность и общение. М.1995. с. 88-97.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984. Глава 5, с. 242-258.
Леонтьев А.А. Психология общения. М. 1997. с. 234-257.
Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. -М.: Смысл, 1999.