Тема 11. Воля
Тема 10. Эмоции и чувства
Цель занятия: проанализировать специфические особенности эмоций и чувств, раскрыть основные положения теорий происхождения эмоций, исследовать сущность, физиологические основы, свойства и виды эмоций и высших чувств.
Понятия: эмоции, чувства, стенические и астенические эмоции, амбивалентность чувств, связь эмоций и чувств с различными органическими процессами, чувственный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства.
Вопросы для обсуждения:
1. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Физиологические основы эмоций.
2. Теории эмоций.
3. Понятия «эмоции» и «чувства», их отличия и связь.
4. Классификация и виды эмоций и чувств и функции эмоций и чувств.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 16.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
· Ломов Б.Ф. Психическое отражение как процесс. Стр. 124-125.
· Леонтьев А.Н. Мотивы эмоции и личность. Стр. 125-127.
· Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций. Стр. 127-128.
· Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств. Стр. 128-129.
· Левитов Н.Д. Воспитание эмоций. Стр. 129-137.
Список источников литературы:
Кэрролл Е. Изард. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.
Теории эмоций и соотношение эмоций и поведения. Стр. 16-24, 42-51.
Теория дифференциальных эмоций. Стр. 52-71.
Психология эмоции. Тексты / Ред. В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер. -М.:МГУ, 1984.
Симонов П.В. Информационная теория эмоций. Стр. 178-185.
Макдуголл У. Различение эмоций и чувств. Стр. 103-107.
Рубинштейн С.Л. Эмоции. Стр. 152-161.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.; 2001.
Вилюнас В,К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.
Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
Общая психология: Сборник текстов/ Под общ. ред. В.В. Петухова. Вып.2 «Субъект деятельности». М., 1998.
Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: 1983.
Психические состояния: Хрестоматия. М., 2002.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979.
Рогов Е.И. Эмоции и воля. М, 1999.
Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы и мотивационные аспекты волевых действий, рассмотреть структуру волевого акта и волевые свойства личности.
Понятия: воля, произвольные и волевые действия, структура волевого акт, волевые свойства личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.
2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.
3. Структура волевого акта.
4. Волевые качества человека и их развитие. Патология воли.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 15.
Список источников литературы:
Макарушина М. А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в
зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 145—152.
Сенливанов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол.журн. Т. 3. 1982. № 4. С. 14—24.
Селиванов В. И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психол.журн. Т. 7. 1986. № 6. С. 110—121.
Рубинштейн С. Л. Воля//Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М, 1989. Т. 2. С. 181—211.
Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. 1967. №4.
Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте//Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М, 1983. Т. 3. С. 454—465.
Давыдова А.Н. Опыт экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста / Ученые записки ЛГУ. № 214. Вып. 9. Л., 1956. С. 29-^4.
Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент, 1985.
Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.
Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.
Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: 1986.
(часть 2)