Тема 9. Внимание
Тема 8. Воображение
Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные приемы процесса воображения.
Понятия: воображение, воссоздающее и творческое, преднамеренное и непреднамеренное виды воображения, мечта, фантазия, грезы, галлюцинации, сновидения, приемы воображения.
Вопросы для обсуждения:
1. Воображение как психический процесс. Физиологические основы воображения.
2. Виды воображения и их характеристики.
3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
4. Воображение и творчество.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 11.
Список источников литературы:
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.//Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. стр. 282-287.
Никифоров О.И. К вопросу о воображении. //Вопросы психологии. – 1972. ‑ №2.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1.С. 344—360.
Веккер Л. М. Психологические процессы. В 3 т. - Л., 1974. - Т. 1. - С. 262-271, 278-295.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - С. 436-454.
Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск, 1989. С. 64—102.
Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979. С. 3-85, 86-131.
Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. Тбилиси, 1972.
Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. - М., 1972. - С. 4-50.
Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977. С. 13—78
Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные виды процесса внимания.
Понятия: внимание, очаг оптимальной возбудимости, доминанта, ориентировочный рефлекс, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, свойства внимания.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о внимании, физиологические основы внимания.
2. Теории внимания.
3. Основные виды и свойства внимания.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 14.
Список источников и литературы:
Ланге Н.Н. Внимание. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 103-126.
Гальперин П.Я. К проблеме внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 220-228.
Джемс У. Внимание. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 50-64.
Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976.Стр. 243-258
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Веккер Л.М. Внимание и психологическое время. //Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1981. Т.3. стр. 271-285.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1. Глава 3.
Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974. - С. 33-39, 87-94.
Лурия А. Р. Внимание и память. - М., 1975. - С. 4-41.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1990. - С. 5-30.