Тема 7. Мышление

Или

Тема 6. Память

Или

Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975.

· Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия. С. 67-76.

Логвиненко А.Д., Столин В.В. Восприятие пространственных свойств предметов / В кн. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. – М.: Педагогика, 1982. С.246-256.

Одна из статей:

Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени. С. 447-461.

Грегори Р.Л. Зрительное восприятие движения. С. 461-490.

Вудвортс Р.С. Зрительное восприятие глубины. С. 343-383.

Грегори Р.Л. Восприятие цвета. С.499-510.

Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. С. 510-524.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 2.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.

 

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные закономерности функционирования процессов памяти.

Понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.

2. Виды памяти.

3. Физиологические и психологические теории памяти.

4. Общая характеристика процессов памяти

а) запоминание;

б) сохранение и забывание;

в) воспроизведение.

&Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 10.

Список источников литературы:

Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М. МГУ, 1979.

Психология памяти: Хрестоматия по общей психологии /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. ‑ М.: КноРус-ЧеРо, 2000.

Зейгарник Б.В. Воспроизведение не завершенных и завершенных действий. стр. 120-135.

Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. стр. 163-177.

Рубинштейн С.Л. Память. стр. 177-193.

Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. стр. 217-226.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/ Пер.с англ; Под ред. А.Р.Лурия. М.: Мир, 1974. С.313-419.

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. М.,1987. С.5-294.

Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М.:Прогресс, 1986.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ СПб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 4.

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы и виды процесса мышления, обозначить основные мыслительные операции, а также этапы решения мыслительных задач.

Понятия: мышление, мыслительные операции, логические формы мышления, интеллект, наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление, решение задач, творческое мышление.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.

2. Мыслительные операции. Мышление и логика. Виды мышления.

3. Динамика мышления при решении задач. Творческое мышление.

4. Индивидуальные особенности мышления.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 12.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

· Гурова Л.Л. Процессы решения задач. Стр. 105-111.

· Лурия А.Р. Цветкова Л.С. нейропсихологический анализ решения задач. Стр. 111-114.

· Богоявленская Д.В. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Стр. 114-120.

Список источников литературы:

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. ‑ М.: Изд-во МГУ, 1981.

Леонтьев А.Н. Мышление. стр. 60-71.

Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. стр. 71-77.

Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы определяющие решение задач. стр. 289-297.

Юнг К.Г. Мышление у экстраверта и интроверта. стр. 391-398.

Выготский Л.С. Мышление и речь. стр. 153-175.

Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) М., 1975.

Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1974.

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М. 1979.

Исследование развития познавательной деятельности. Пер. с англ. /Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвера, П.Гринфильда. М., 1971.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.