Тема 5. Восприятие

Или

Тема 4. Ощущение

Тема 3. Развитие психики в филогенезе и возникновение сознания

Цель занятия:рассмотреть основные этапы развития психики в филогенезе, охарактеризовать отличительные особенности сознания как высшей формы психики.

Понятия: сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система, раздражимость, чувствительность, инстинктивные формы поведения, навыки и двигательные программы, интеллектуальное поведение.

Вопросы для обсуждения:

1. Раздражимость и чувствительность как формы отражения живых организмов.

2. Развитие нервной системы от простейшей (сетевидной), ганглиозной к центральной и ее эволюционное значение.

3. Возникновение и развитие сознания, отличительные особенности сознания как высшей формы психики.

4. Роль языка в сознании человека.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Список источников литературы:

Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971. стр. 29-51.

Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр.98-104.

Тих Н.А. Предыстория общества. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 104-111.

Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. / Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. стр.252-263.

Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека. /Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ., 1972. стр.263-283.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 2, 3.

Шовен Р. От пчелы до гориллы. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 91-98.

Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные закономерности и виды процесса ощущения.

Понятия: ощущение, анализатор, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности, экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об ощущениях, физиологические основы ощущений.

2. Основные свойства и характеристики ощущений.

а) пороги и чувствительность;

б) адаптация;

в) взаимодействие ощущений;

г) контраст.

3. Классификация ощущений.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 7.

Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения.// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 87-95.

Список источников литературы:

Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.

Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975.

· Ананьев Б.Г. Теория ощущения. /Л., 1961. С. 26-32, 122-137.

· Макаров П.О. Об основном психофизическом законе. С. 271-274.

· Кравков С.В. Пороги ощущения и их измерение. С. 242-249.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 1.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.

Цель занятия: проанализировать специфические особенности, физиологические основы, свойства и виды процесса восприятия.

Понятия: восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы.

2. Закономерности возникновения образа на уровне восприятия:

а) предметность,

б) целостность,

в) осмысленность,

г) избирательностью,

д) константность,

е) апперцепция.

3. Виды восприятия.

4. Восприятие пространства, времени и движения.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность.//Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 95-101.

Список источников литературы:

Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.