Тема 5. Восприятие
Или
Тема 4. Ощущение
Тема 3. Развитие психики в филогенезе и возникновение сознания
Цель занятия:рассмотреть основные этапы развития психики в филогенезе, охарактеризовать отличительные особенности сознания как высшей формы психики.
Понятия: сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система, раздражимость, чувствительность, инстинктивные формы поведения, навыки и двигательные программы, интеллектуальное поведение.
Вопросы для обсуждения:
1. Раздражимость и чувствительность как формы отражения живых организмов.
2. Развитие нервной системы от простейшей (сетевидной), ганглиозной к центральной и ее эволюционное значение.
3. Возникновение и развитие сознания, отличительные особенности сознания как высшей формы психики.
4. Роль языка в сознании человека.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Список источников литературы:
Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971. стр. 29-51.
Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр.98-104.
Тих Н.А. Предыстория общества. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 104-111.
Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. / Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. стр.252-263.
Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека. /Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ., 1972. стр.263-283.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 2, 3.
Шовен Р. От пчелы до гориллы. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 91-98.
Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные закономерности и виды процесса ощущения.
Понятия: ощущение, анализатор, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности, экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об ощущениях, физиологические основы ощущений.
2. Основные свойства и характеристики ощущений.
а) пороги и чувствительность;
б) адаптация;
в) взаимодействие ощущений;
г) контраст.
3. Классификация ощущений.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 7.
Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения.// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 87-95.
Список источников литературы:
Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.
Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975.
· Ананьев Б.Г. Теория ощущения. /Л., 1961. С. 26-32, 122-137.
· Макаров П.О. Об основном психофизическом законе. С. 271-274.
· Кравков С.В. Пороги ощущения и их измерение. С. 242-249.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 1.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.
Цель занятия: проанализировать специфические особенности, физиологические основы, свойства и виды процесса восприятия.
Понятия: восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы.
2. Закономерности возникновения образа на уровне восприятия:
а) предметность,
б) целостность,
в) осмысленность,
г) избирательностью,
д) константность,
е) апперцепция.
3. Виды восприятия.
4. Восприятие пространства, времени и движения.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность.//Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 95-101.
Список источников литературы:
Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.