Тема 2. Мозг и психика
Или
Тема 1. Предмет и методы психологии
Содержание семинарских занятий
(ЧАСТЬ 1)
Цель занятия:проанализировать основные этапы исторического развития и современное состояние психологии и ее предмета, раскрыть специфику методов изучения психики.
Понятия: психология, душа, сознание, поведение, бессознательное, деятельность, активность, психика, отражение, психические явления, интроспекция, объективное познание психики, наблюдение, эксперимент, тест.
Вопросы для обсуждения:
1. История развития и место психологии в системе наук о человеке.
2. Понятие о психике. Специфические особенности психического отражения.
3. Группы психических явлений (процессы, состояния, свойства).
4. Методы психологии.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 1 и 2.
Ломов Б.Ф. Категория отражения в психологии. // Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр. 8-18.
Список источников литературы:
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 39-48.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. 1996. стр. 49-58.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 298-310.
Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 53-61.
Ломов Б.Ф. Система наук о человеке. // Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996. стр. 48-64.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 1.
Рубинштейн С.Л. История психологии. //Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 1. Гл. №. Стр. 62-97.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. 1995.
Цель занятия:обозначить блоки головного мозга, отвечающие за психические функции,охарактеризовать основные подходы к решению психофизиологической проблемы.
Понятия: блоки мозга, функциональная асимметрия полушарий мозга, психофизиологическая идентичность, психофизиологический параллелизм и психофизиологическое взаимодействие.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные блоки мозга и их функции.
2. Функциональная асимметрия полушарий мозга.
3. Взаимосвязь психической и нейрофизиологической деятельности мозга.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Лурия А.Р. Несколько страниц из науки о мозге// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 18-23.
Список источников литературы:
Лурия А.Р. Три основных функциональных блока мозга. //Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.Стр. 84-127.
Хомская Е.Д. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. //Нейропсихология. М., МГУ, 1987.
Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии. 1997. № 3 стр. 112-125.
Вулдридж Д. Механизмы мозга.//Хрестоматия по психологии. М. 1977.Стр. 143-150.
Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 124-134.
Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 4.