Тема 2. Мозг и психика

Или

Тема 1. Предмет и методы психологии

Содержание семинарских занятий

(ЧАСТЬ 1)

Цель занятия:проанализировать основные этапы исторического развития и современное состояние психологии и ее предмета, раскрыть специфику методов изучения психики.

Понятия: психология, душа, сознание, поведение, бессознательное, деятельность, активность, психика, отражение, психические явления, интроспекция, объективное познание психики, наблюдение, эксперимент, тест.

Вопросы для обсуждения:

1. История развития и место психологии в системе наук о человеке.

2. Понятие о психике. Специфические особенности психического отражения.

3. Группы психических явлений (процессы, состояния, свойства).

4. Методы психологии.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 1 и 2.

Ломов Б.Ф. Категория отражения в психологии. // Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр. 8-18.

Список источников литературы:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 39-48.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. 1996. стр. 49-58.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 298-310.

Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 53-61.

Ломов Б.Ф. Система наук о человеке. // Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996. стр. 48-64.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 1.

Рубинштейн С.Л. История психологии. //Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 1. Гл. №. Стр. 62-97.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. 1995.

Цель занятия:обозначить блоки головного мозга, отвечающие за психические функции,охарактеризовать основные подходы к решению психофизиологической проблемы.

Понятия: блоки мозга, функциональная асимметрия полушарий мозга, психофизиологическая идентичность, психофизиологический параллелизм и психофизиологическое взаимодействие.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные блоки мозга и их функции.

2. Функциональная асимметрия полушарий мозга.

3. Взаимосвязь психической и нейрофизиологической деятельности мозга.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Лурия А.Р. Несколько страниц из науки о мозге// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 18-23.

Список источников литературы:

Лурия А.Р. Три основных функциональных блока мозга. //Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.Стр. 84-127.

Хомская Е.Д. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. //Нейропсихология. М., МГУ, 1987.

Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии. 1997. № 3 стр. 112-125.

Вулдридж Д. Механизмы мозга.//Хрестоматия по психологии. М. 1977.Стр. 143-150.

Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 124-134.

Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 4.