ЧАСТЬ 5.

Раздел 13. Квазиэксперимент и корреляционные исследования

Тема 46.Квазиэксперимент

Основные (ключевые) понятия: причинный вывод, контроль влияний, формирование групп.

Содержание темы: квазиэкспериментальные планы. Проблема причинного вывода в квазиэксперименте. Способы контроля и минимизации побочных влияний на результаты квазиэксперимента. Ex post facto дизайн. Особенности групп, участвующих в эксперименте, формирование групп. Причинный вывод в плане Ex post facto.

Тема 47.Специфика и виды корреляционных исследования

Основные (ключевые) понятия: корреляция, корреляционное исследование, переменные, корреляционный план, интерпретация корреляционной взаимосвязи.

Содержание темы: понятие корреляционного исследования. Переменные в корреляционном исследовании. Измерение взаимосвязей переменных. Корреляционный план и причинность. Интерпретации корреляций между переменными.

 

Раздел 14. Психолого-педагогический, формирующий эксперименти лонгитюдное исследование

 

Тема 48.Специфика психолого-педагогического и формирующего эксперимента.

Основные (ключевые) понятия: формирующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, экспертиза образовательных программ, теория деятельности, принцип первичности деятельности по отношению к психическому развитию.

Содержание темы: Психолого-педагогический эксперимент как эксперимент и квазиэкспериментальное исследование. Квалификация экспериментатора, необходимая для проведения психолого-педагогического эксперимента. Роль теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) в появлении формирующего эксперимента. Идея первичности деятельности по отношению к психическому развитию как методологическая база формирующего эксперимента. Отличия психолого-педагогического эксперимента от наблюдения и экспертизы образовательных программ. Классификация методов психолого-педагогического исследования: эмпирические, теоретические, интерпретационно-описательные. Исследовательские возможности различных методов. Проблемная ориентированность и комплексность психолого-педагогического исследования. Организационные вопросы проведения психолого-педагогического исследования. Организационные мероприятия, связанные с выбором, модификацией и разработкой психолого-педагогической методики.

Тема 49.Лонгитюдное исследование: специфика и методы организации

Основные (ключевые) понятия: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, эквивалентность выборки, эффект когорты, сравнительно-возрастное исследование, анализ временных серий.

Содержание темы: Метод срезов и лонгитюд как разновидность корреляционного исследования. Требования к выборке, ее эквивалентности, сохранности на протяжении времени. Возможности интерпретации данных в отношении возрастного развития, преемственности и динамики в изменении психологических характеристик. Дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В. Штерн, А. Н. Гвоздев). Проблема организации и планирования лонгитюдного исследования. Эффект когорты в лонгитюдных исследованиях. Отличие лонгитюдного исследования от сравнительно-возрастного. Анализ временных серий как статистический метод обработки данных лонгитюдного исследования.

Раздел 15. Этика психологического исследования

Тема 50.Этика психологического исследования

Основные (ключевые) понятия: этика, этические принципы, этичный эксперимент, информирование, анонимность, конфиденциальность, ответственность исследователя.

Содержание темы:этические принципы в психологическом исследовании. Учет этики при участии людей и животных в эксперименте. Согласие, информирование, анонимность и конфиденциальность как основные принципы. Проблема сокрытия информации от участников экспериментов. Защита участников исследований и обязанности исследователей. Ответственность исследователя за результаты исследования. Обязанности исследователя. Этика по отношению к науке.