ЧАСТЬ 3.

Раздел 7. Личность

Тема 30. Личность в системе современного научного знания

Основные (ключевые) понятия:личность,отличительныепризнаки свойств личности,биогенетический, социогенетический, психогенетический подходы к происхождению личности, личность как результат активности человека, активность и реактивность, этапы и механизмы развития личности.

Содержание темы:

Проблема человека в системе современного научного знания. Смена общенаучных парадигм как объективная предпосылка выдвижения проблемы человека в центр современного научного знания. Понятие личности в философии, социологии и психологии. Отличительные признаки системы психических свойств, процессов, состояний и свойств личности. Проблема биологического и социального, генотипического и фенотипического в развитии личности. Этапы и механизмы формирования личности.

 

Тема 31.Личность как предмет психологического исследования

Основные (ключевые) понятия:предмет психологии личности, отношение, установка, структура личности, методология (номотетический и идеографический подходы) и методы психологического исследования личности.

Содержание темы:

Психология личности как самостоятельная отрасль психологического знания. Предмет психологии личности. ащиты темы для углубленного изучения (реферат)рафического подходов.гностики личностной сферы и методологиями анализа Понятие отношения и его место в теориях личности (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин). Отношение и установка (Д.Н.Узнадзе, В.Н.Мясищев). Подходы к пониманию и структуре личности в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов).

Методы психологического исследования личности. Номотетическое и идеографическое описание личности. Специфические требования к экспериментальным методам исследования личности.

 

Тема 32.Личность и индивидуальность

Основные (ключевые) понятия:индивид, субъект, личность, ипндивидуальность, интегральная индивидуальность, виды связей, уровни интегральной индивидуальности.

Содержание темы:

Сущность и соотношение понятий: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность», «интегральная индивидуальность».

Личность и индивидуальность. Теории индивидуальности. Три традиции понимания индивидуальности. Индивидуальность как функциональная характеристика человека. Индивидуальность как единство всех уровней организации человека. Цельность как психологический эквивалент индивидуальности.

Понятие интегральной индивидуальности. Характеристика уровней и видов связей в структуре интегральной индивидуальности.

Раздел 8. Психофизиологические основы личности

Тема 33.Темперамент

Основные (ключевые) понятия:темперамент, свойства нервной системы как физиологический базис свойств темперамента, свойства темперамента, типы темперамента, деятельность с «широкой» и «узкой зоной неопределенности», роль темперамента в совместной деятельности.

Содержание темы:

Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Общая характеристика темперамента и его специфические особенности. Многозначный характер взаимодействия психофизиологических свойств (темперамента) и свойств личности. Основные направления в истории развития учения о темпераменте (Гиппократ, Гален, И.Кант, В.Вундт). Классические теории темперамента: гуморальные, конституциональные, нейродинамические концепции.

Физиологические основы темперамента. Учение И.П.Павлова об основных свойствах нервной системы как научное объяснение природы темперамента. Вклад отечественных психологов в исследование физиологических основ темперамента (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, Э.А.Голубева, В.М.Русалов). Многозначный характер взаимосвязи психологических свойств темперамента и физиологических свойств нервной системы и ее биологический смысл.

Общая характеристика свойств темперамента в концепциях зарубежных и отечественных ученых. Понятие о типе темперамента. Подходы к типологии темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента по В.С.Мерлину и В.М.Русалову.

Темперамент и деятельность человека. Роль темперамента в профессиях с «широкой» и «узкой зоной неопределенности» (В.С. Мерлин). Роль темперамента в совместной деятельности людей. Методы исследования темперамента и их использование при профотборе и профессиональной подготовке.

 

Тема 34.Межполушарная асимметрия и особенности личности

Основные (ключевые) понятия:функции полушарий головного мозга, личностные особенности людей с преобладанием одного из полушарий головного мозга,межполушарная, двигательные и сенсорные виды асимметрий, билатеральная индивидуальность, индивидуальный латеральный профиль личности.

Содержание темы:

Понятие функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Преимущества и способы идентификации асимметричного функционирования мозга у человека. Функции полушарий и личностные особенности людей с преобладанием одного из полушарий мозга.

Билатеральная индивидуальность, ее значение в развитии личности человека. Межполушарная, двигательные и сенсорные виды асимметрий, их проявления и способы идентификации. Феномен право-леворукости, методы ее диагностики.

Понятие индивидуального латерального профиля, его вклад в своеобразие личности и влияние на поведение человека в экстремальных, стрессогенных ситуациях.

Раздел 9. Структура личности

Тема 35.Мотивационно-потребностная сфера личности

Основные (ключевые) понятия:мотивационная сфера личности, источник активности, потребность и нужда, виды потребностей, мотив, структура и виды мотивов, установка, виды установок, направленность личности, вилы направленности, мотивация и ее виды, мотивация и деятельность.

Содержание темы:

Мотивационная сфера личности, ее основные характеристики, условия формирования и роль в структуре личности. Зарубежные и отечественные психологи об источниках активности личности.

Потребность как внутренний побудитель активности человека. Виды потребностей. Мотив: сущность, структура, функции, виды. Потребность и мотив: соотношение понятий.

Понятие установки. Роль осознанной и неосознанной (Д.Н.Узнадзе) установки в мотивационной сфере личности. Понятие направленности личности, виды направленности. Мотивация как процесс реализации основных мотивов человека. Диспозиционная и ситуационная виды мотиваций.

Мотивация и деятельность. Взаимосвязь мотивации и эффективности деятельности (закон Йеркса-Додсона). Мотивированное поведение личности: характеристика мотивов достижения и избегания неудач; аффилиации и страха отвержения, мотивация просоциального и агрессивного поведения, их роль в направленности личности.

 

Тема 36.Характер и типологии характера личности

Основные (ключевые) понятия:характер, характер и темперамент, фенотип, структура характера, черты характера, свойства структуры характера, типы характеров, акцентуации характера, типы акцентуаций характера.

Содержание темы:

Понятие о характере в отечественной психологии и его специфические особенности. Физиологические основы характера как проявление фенотипа. Характер и темперамент: соотношение понятий и формы взаимодействия.

Подходы к структуре характера. Черты характера как отношение к различным сторонам действительности. Классификации черт характера. В.С.Мерлин о структуре характера и ее свойствах (сила или активность, устойчивость или постоянство, целостность, пластичность).

Подходы к типологии характера. Типы акцентуаций характера (К.Леонгард). Акцентуации характера у подростков (А.Е.Личко).

Характер и направленность личности. Условия формирования характера.

 

Тема 37.Способности и одаренность

Основные (ключевые) понятия:способности, способности и деятельность, способность и опыт, способности и склонности, задатки как природные предпосылки способностей, условия развития способностей, виды способностей, интеллект, креативность, обучаемость, одаренность, талант, гениальность.

Содержание темы:

Общее представление о способностях в отечественной психологии. Личностно-деятельностный (Б.Г.Ананьев, Т.И.Артемьева, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.) и функционально-генетический (Э.А.Голубева, Е.П.Ильин, Н.С.Лейтес, В.Д.Шадриков и др.) подходы к изучению способностей. Понятие способностей. Способности и деятельность человека. Способности и знания, умения, навыки. Способности и склонности личности. Задатки как природные предпосылки способностей. Условия развития способностей.

Общие и специальные способности: соотношение понятий. Характеристика общих способностей: обучаемость, креативность, интеллект.

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Способности и одаренность: специфика понимания. Подходы к проблеме одаренности в современной психологии. Общие и специальные «моменты» в способностях и одаренности. Признаки детской одаренности.

Способности и другие стороны личности. Способности и склонности. Темперамент и способности. Общие и возрастные закономерности развития способностей и одаренности. Гендерные различия в способностях. Специальные способности практического психолога.

 

Тема 38. Самосознание и жизненный путь личности

Основные (ключевые) понятия:самосознание, самопонимание, самоотношение, саморегуляция, «Я-концепция», структура «Я-концепции»,«Образ Я», самооценка, виды самооценки, уровень притязаний и самооценка.

Содержание темы:

Понятие самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии и его функции. Структура самосознания, ее компоненты. Закономерности формирования и формы проявления самосознания. Самооценка и уровень притязаний.

Понятие и сущность «Я-концепции» (Р.Бернс). Характеристика основных структурных компонентов «Я-концепции». «Образ Я» (И.С.Кон) и самосознание.

Поиск смысла и смысло-жизненные ориентации личности. Понятие этнического и профессионального самосознания, их роль в развитии личности и индивидуальности человека.