Управление затратами с использованием внутрифирменного хозрасчета.

Управление инновационными затратами

При управлении инновационными затратами проводятся следующие мероприятия:

1. Определяются необходимые для достижения плановых целей размеры затрат по местам их возникновения, по видам продукции, по проектам, закрепляются эти величины в плановых показателях и нормативах.

2. Устанавливаются «контрольные точки» при переходе от одной фазы инновационного процесса к другой, а также внутри фаз. В этих точках будут осуществляться учет фактических затрат и выявление их отклонений от запланированных, нормативных. Внутри фаз периодичность составления контрольной отчетности по инновационным работам не должна превышать некоторой заранее установленной величины (рекомендуется 1/10 плановой длительности работ по проекту) и, во всяком случае, не быть больше одного месяца. Тогда контроль позволит оперативно реагировать на обнаруженные отклонения и принимать меры по улучшению хода работ. Для текущего финансового учета составляются отчеты, содержащие текущую смету по статьям затрат.

3. На основании оценки и анализа отклонений принимаются соответствующие управленческие решения. Следует отметить, что при инновационной деятельности, в отличие от традиционной, приходится менять не только фактические затраты, но и нормативы. Это объясняется тем, что при предварительной оценке и нормировании затрат могут быть допущены неточности как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Необходимо отметить также, что на основании оценки и анализа отклонений могут приниматься решения о преждевременном закрытии проекта.

 

При управлении затратами необходимо также определить отношение к затратам и степень влияния на затраты каждого подразделения.

Прежде всего, следует отметить, что все без исключения подразделения несут ответственность за затраты, необходимые для осуществления своей деятельности. Ответственность несется, как за соблюдение нормативов по затратам, так и за плановое снижение затрат. В этом смысле каждое подразделение является центром затрат.

Затем необходимо определить отношение каждого подразделения к носителю затрат - внедряемой инновационной технологии, инновационному изделию, мероприятию и т.д. В этом случае каждое подразделение получает статус центра ответственности за результат, которому делегированы соответствующие полномочия. Величина полномочий зависит от степени влияния каждого подразделения на результат. Например, если носителем затрат является инновационное изделие, то статус отдела главного конструктора гораздо выше, чем статус отдела главного механика. Но если носителем затрат является инновационный технологический процесс, в основе которого лежит новое оборудование, то статус отдела главного механика резко возрастает.

Таким образом, к каждому подразделению также предъявляются и особые требования в соответствии с его статусом.

Развитие этой концепции управления затратами ведет к внутрифирменному хозрасчету. При этом составляется «цепочка ценностей» и определяется статус каждого подразделения в этой цепочке и связи его с другими подразделениями. В данном случае выделяются связи по промежуточному, внутрифирменному продукту (услуге), который одно подразделение передает (оказывает) другому. Например, отдел главного технолога передает (продает) производственному цеху технологии, производственный цех передает (продает) сборочному цеху детали.

Далее устанавливаются внутрифирменные цены на продукцию (услуги) каждого подразделения в «цепочке ценностей» для другого подразделения. На основе этих цен происходит управление затратами.