Цели и задачи управления затратами

Управление затратами и ценообразованием в инновационной деятельности

Величина затрат - один из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия. Однако для инновационной деятельности снижение затрат играет второстепенную роль, так как ее конечный результат - получение повышенной прибыли не за счет экономии на затратах, а за счет новизны.

При этом здесь важнейшую роль играет фактор времени, так как опоздание с инновацией автоматически переводит фирму в категорию имитаторов, лишая ее сверхприбыли. Отсюда менеджерам инновационных проектов приходится вкладывать дополнительные ресурсы для того, чтобы опередить конкурентов.

Тем не менее расчет, прогнозирование и управление затратами является составной частью управления инновационной деятельностью на предприятии, так как умелое управление затратами [13-18] совместно с новизной дает двойной экономический эффект.

Для управления затратами важно соблюдение принципа эффективности:

Эффективность Результат в общем виде _ Затраты (ресурсы)

При этом возможны три стратегии максимизации эффективности при управлении инновационными проектами:

1) минимизация затрат и ресурсов, использованных для достижения намеченного результата;

2) максимизация результата при соблюдении определенных размеров ресурсов и затрат;

3) максимизация главного отношения без фиксации его составляющих.

С точки зрения управления затратами инновационную деятельность можно разбить на две стадии:

• до внедрения в производство;

• после внедрения в производство.

До внедрения в производство все выполняемые работы - прикладные научные исследования, разработка, изготовление опытных партий рассматриваются как единичное производство.

После внедрения инновации тип производства может быть различным - единичным, серийным, массовым. Но в этом случае инновационная деятельность перестает быть таковой - она становится традиционной (рутинной).

Таким образом, основная особенность управления затратами в инновационной деятельности - это управление затратами на НИОКР, организационно-техническую подготовку производства и внедрение нового изделия в производство. Такие затраты носят название «затраты на инновации».

Статистика предусматривает следующие виды классификации затрат на инновации:

• по виду инновационной деятельности;

• по форме участия;

• по виду затрат.

В зависимости от вида инновационной деятельности выделяют следующие затраты:

• на НИОКР;

• на внедрение новых изделий и технологий;

• на приобретение неовеществленных технологий - лицензий, патентов, ноу-хау, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, программных средств;

• на организационно-техническую подготовку;

• на подготовку и переподготовку персонала;

• на опытное производство и испытания;

• на приобретение машин и оборудования;

• на маркетинговые исследования, адаптацию продукта к различным рынкам и рекламу.

Сюда не включаются расходы на создание систем сбыта инновационной продукции.

По форме участия различают виды затрат:

• первоначальные (инвестиционные);

• текущие.

В инвестиционные включают следующие затраты:

• на приобретение нового оборудования, лицензий, «ноу-хау»;

• на НИОКР;

• на подготовку персонала;

• на создание и прирост оборотных средств для реализации проекта;

• и другие затраты

Текущие издержки на реализацию инновационного проекта включают:

• материальные затраты (на приобретение запасных частей, топлива, электроэнергии, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.);

• расходы на оплату труда и отчисления на социальное страхование;

• затраты на ремонт и обслуживание оборудования;

• административные накладные расходы;

• и другие затраты.

При управлении затратами необходимо знать структуру затрат, которая в большой степени зависит от фазы инновационного процесса.

Так, на стадиях исследования и проектирования доля материальных затрат невелика. Преобладают затраты на приобретение нематериальных активов, заработную плату, командировочные расходы.

На стадии освоения в производство растет доля материальных затрат при относительном сокращении остальных.