Цели и задачи управления затратами
Управление затратами и ценообразованием в инновационной деятельности
Величина затрат - один из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия. Однако для инновационной деятельности снижение затрат играет второстепенную роль, так как ее конечный результат - получение повышенной прибыли не за счет экономии на затратах, а за счет новизны.
При этом здесь важнейшую роль играет фактор времени, так как опоздание с инновацией автоматически переводит фирму в категорию имитаторов, лишая ее сверхприбыли. Отсюда менеджерам инновационных проектов приходится вкладывать дополнительные ресурсы для того, чтобы опередить конкурентов.
Тем не менее расчет, прогнозирование и управление затратами является составной частью управления инновационной деятельностью на предприятии, так как умелое управление затратами [13-18] совместно с новизной дает двойной экономический эффект.
Для управления затратами важно соблюдение принципа эффективности:
Эффективность Результат в общем виде _ Затраты (ресурсы)
При этом возможны три стратегии максимизации эффективности при управлении инновационными проектами:
1) минимизация затрат и ресурсов, использованных для достижения намеченного результата;
2) максимизация результата при соблюдении определенных размеров ресурсов и затрат;
3) максимизация главного отношения без фиксации его составляющих.
С точки зрения управления затратами инновационную деятельность можно разбить на две стадии:
• до внедрения в производство;
• после внедрения в производство.
До внедрения в производство все выполняемые работы - прикладные научные исследования, разработка, изготовление опытных партий рассматриваются как единичное производство.
После внедрения инновации тип производства может быть различным - единичным, серийным, массовым. Но в этом случае инновационная деятельность перестает быть таковой - она становится традиционной (рутинной).
Таким образом, основная особенность управления затратами в инновационной деятельности - это управление затратами на НИОКР, организационно-техническую подготовку производства и внедрение нового изделия в производство. Такие затраты носят название «затраты на инновации».
Статистика предусматривает следующие виды классификации затрат на инновации:
• по виду инновационной деятельности;
• по форме участия;
• по виду затрат.
В зависимости от вида инновационной деятельности выделяют следующие затраты:
• на НИОКР;
• на внедрение новых изделий и технологий;
• на приобретение неовеществленных технологий - лицензий, патентов, ноу-хау, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, программных средств;
• на организационно-техническую подготовку;
• на подготовку и переподготовку персонала;
• на опытное производство и испытания;
• на приобретение машин и оборудования;
• на маркетинговые исследования, адаптацию продукта к различным рынкам и рекламу.
Сюда не включаются расходы на создание систем сбыта инновационной продукции.
По форме участия различают виды затрат:
• первоначальные (инвестиционные);
• текущие.
В инвестиционные включают следующие затраты:
• на приобретение нового оборудования, лицензий, «ноу-хау»;
• на НИОКР;
• на подготовку персонала;
• на создание и прирост оборотных средств для реализации проекта;
• и другие затраты
Текущие издержки на реализацию инновационного проекта включают:
• материальные затраты (на приобретение запасных частей, топлива, электроэнергии, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.);
• расходы на оплату труда и отчисления на социальное страхование;
• затраты на ремонт и обслуживание оборудования;
• административные накладные расходы;
• и другие затраты.
При управлении затратами необходимо знать структуру затрат, которая в большой степени зависит от фазы инновационного процесса.
Так, на стадиях исследования и проектирования доля материальных затрат невелика. Преобладают затраты на приобретение нематериальных активов, заработную плату, командировочные расходы.
На стадии освоения в производство растет доля материальных затрат при относительном сокращении остальных.