Футухат-и Фируз-шахи

Возвращение делийским султаном
Фируз-шахом (1351–1388)
конфискованных земель

Одной из милостей бога, дарованных бедному рабу, является то, что он дал нам силу для укрепления основ благотворительных учреждений.

Мы заложили много мечетей, медресе, странноприимных домов для того, чтобы ученые, главы религии, аскеты и паломники могли бы возносить свои молитвы в этих местах и помогать основателю этих добрых дел своим благословением. Копание танков, насаждение деревьев и дарение земли, согласно предписаниям закона, является дозволенным и всячески поощряемым [делом], и в исламе улемы единогласны в этом; они были обеспечены жалованьем, соответственное количество дарений (инамов) было закреплено за одаренными, так чтобы их прибыль доставалась бы слугам бога и в вакфнама было бы дано подробное описание [этих инамов].

...Танк Алтамаша, канал от которого был загорожен в его верхнем течении нечестивыми людьми, был отрезан от воды. Мы пригрозили бесстыдным и наглым людям наказанием и пустили воду течь по каналу. Танк Ала уд-Дин вышел из своих пределов, и вода в нем высохла; люди города разделили его и выкопали там колодцы и продавали из них воду. Мы выкопали его спустя некоторое время, в результате чего танк круглый год оставался наполненным глубокой водой...

Другой милостью бога было то, что он сделал возможным для нас построить госпитали, так что всякий, знатный или простой, пораженный болезнью или недугом, может приходить в это место. Врачи определят болезнь, пропишут [должное] обращение и диету, обеспечат лекарством и пищей из предназначенных дарений. Все пациенты, живущие [здесь], или путешественники, знатные и простые, свободные или зависимые, которые посещали это место, были приняты и с божьей милостью возвращены к здоровью...

Одной из милостей бога является то, что деревни и земли, находившиеся в собственности, были конфискованы в прежние времена по различным причинам и перешли из ведения и владения частных лиц под контроль казны. Мы объявили, чтобы все, кто имел доказательства своим правам собственника, принесли бы их в Диван-и-шар'а и после проверки деревни и земли, которые были конфискованы (а кроме того, [в случае если] кто-либо учредил свою собственность), должны были быть утверждены за ними. Слава аллаху! Благодаря его помощи мы имели успех в этих усилиях, и собственность перешла в руки законных собственников.

Мы поощряли зиммиев в поиске истинной религии и объявили публично, что, если кто-либо из неверных произнесет формулу единобожия и примет ислам, он будет освобожден от джизии в соответствии с предписаниями религии избранника Мухаммада (да будет мир над ним). Слова эти достигли слуха всех. Индусы толпами шли и были осчастливлены честью быть принятыми в лоно ислама. Их джизия аннулировалась, и они отмечались различными наградами и почестями...

Одним из даяний бога было то, что богатство и собственность рабов бога оставались охраняемыми в покое и безопасности в течение нашего правления и мы не считали законным забирать даже малейшую частицу их. Многие злонамеренные люди делали ложные доносы о том, что какой-то человек владеет столькими-то лакхами и такой-то чиновник – столькими-то лакхами. Мы закрыли рты этим сплетникам укором и наказанием, так что люди были освобождены от их порока.

...Если кто-либо из чиновников достигал естественного бессилия старости, мы отпускали его и сообщали ему, что он может посвятить себя приобретению сокровищ другого мира и отречься от деяний, осуждаемых законом, совершенных им в юности, отвернуться от мира и повернуться лицом к делам другого мира... Когда кто-либо из чиновников, имеющих [высокие] должности и ранг, каждый, кто по воле провидения уходил из этого мира очарования в жилище блаженства, мы утверждали его должность и ранг за его потомками таким образом, что они могли пребывать в лучшем положении, богатстве и чине, чем их отцы, и не испытывали бы какого-либо ущерба в [своем] положении.

Налоги и сборы
с торгово-ремесленного населения городов

Благодаря богу в мой ум прочно проникла мысль о том, что жизнь и имущество мусульман должны быть совершенно обеспечены, но если кто-либо отклонится с пути религиозного закона, он должен получить заслуженное, согласно установлениям Корана и предписаниям казиев…

...В прежние времена они (правители) собирали для казны запретные налоги, как-то: сбор с продажи листьев бетеля, с рыночных маклеров, налог на мясников, налог в пользу смотрителя общественных увеселений и празднеств, налог на продажу цветов, налог на орошение, пошлинные сборы, налог на продажу рыбы, на торговлю хлопчатобумажными одеждами, на производство мыла, на продажу веревок, на производство растительного и животного масла, жареного грама, тех-базари, чунги галла, налог с пенсий, налог на азартные, игры, на дома терпимости, котвали, ихтисаби, караи и чараи.

Мы приказали казне упразднить эти налоги из регистра объявить, что если кто–либо будет взимать эти сборы с населения, он будет подвергнут заслуженному наказанию.

Богатство, которое собиралось в казну, состояло из налогов, предписанных законом избранника (да будет божья милость и мир над ним) и изложенных в священных книгах, т.е. харадж, десятина (арази-йе ушр), закят, джизия на индусов и доход с выморочного имущества, 1/5 от военной добычи и рудников…

...До настоящего времени из-за распространения ереси они обычно собирали 4/5 добычи в казну, а 1/5 давали воинам якобы по обычаю и договоренности. Установление же религии таково, что они должны брать 1/5 в казну, а 4/5 платить воинам, но это установление полностью извращалось. Так как такое положение противоречит предписанию закона, следовательно, тот, кто присвоит эту добычу, совершит запретное деяние... Для упразднения этого, мы приказали, чтобы они (чиновники) собирали 1/5 в казну, а 4/5 выплачивали бы воинам.

Глоссарий

Абвабы – (буквально, статьи) дополнительные поборы сверх поземельного налога.

Амили – чиновники фиска

Ариз-и мамалик – глава военного ведомства

Баккал – торговец бакалейными товарами

Балахар – представитель низшей касты

Барид – информатор

Бигха – единица земельной меры, 0,25 га

Бисва – единица земельной меры, примерно 1 сотка

Ваджх – деньги, средства, мелкое земельное пожалование за службу

Ваджхдары – воины, получавшие подобное пожалование

Вакфнама – дарственная грамота

Гайр-ваджхи – воины без земельных пожалований, чья служба оплачивалась деньгами

Грам – зерновая культура

Данг - одна шестая доля, а также мелкая денежная един

Дангана – налог по чрезвычайному сбору

Джагир – служебное пожалование

Джитал – серебряная или медная монета в султанате

Диван-и ариз – военное ведомство

Диван-и везарет – фискальное ведомство

Диван-шар'а – судебное ведомство

Дирхем (драхма) – мелкая денежная единица, серебряная монета.

Закят – сбор с торговли и ремесла, равный 2,5% дохода

Зимми - иноверные подданные мусульманских правителей

Идрары - пенсии

Иктадары - владельцы временного и обусловленного службой владения икта

Иктадары-шамси – те, кто получил пожалование от султана Шамс уд-дина Илтутмыша

Инам – наследственное служебное землевладение, обладавшее налоговым иммунитетом

Ихтисаби – сборы в пользу мухтасиба

Казий – мусульманский судья

Караван-сарай – постоялый двор

Камка – тонкая шелковая ткань с разводами или цветочным рисунком

Караи и чараи – сбор за выпас скота

Касаба – деревня или городок

Кафиры – неверные, неверующие

Кисмет-и хуты – сборы с крестьян в пользу старосты

Котвал – начальник города

Котвали - сбор в пользу градоначальника

Курух –мера расстояния от 6,5 до 15 км

Лакх – 100 тыс.

Мал – в данном контексте поземельный налог.

Малик - землевладелец

Ман - единица веса, колебавшаяся в разное время и в различных областях

Маумалат - владение приносящее доход

Мафрузы – земли, освобожденные от государственных налогов

Медресе – мусульманское учебное заведение, выполняющее функции средней школы и духовной семинарии

Милк – частная собственность не связанная со службой

Мотх – зерновая культура

Мукта – владелец икта, то же что иктадар

Мултани – в данном контексте купцы-индусы

Мукаддам – окружной старшина

Мухтасиб - цензор наблюдавший за соблюдением законов шариата

Наиб-и ариз-и мамалик – помощник военного министра

Наиб-и вазир - помощник вазира, главы фискального ведомства

Наиб-и мукта - наместник правителя области.

Патварии – сельские писцы, счетоводы.

Райаты – (буквально «паства», «стадо») земледельцы

Рузи – подводная повинность

Сар-и дал – буквально - дворец товаров, главное таможенное ведомство в столице Дели

Саханы - ростовщики

Танк - водоем

Танка – золотая монета, примерно равная по весу динару

Улемы – мусульманские богословы

Фавазил –доля казны в сборах с икта

Фазилат-и хасил – то же (доля казны в налогах)

Хакт-и иктадари ва вилайатдари – право владельца икта и области

Халисе – земли короны, казенные земли

Харадж – в контексте совокупность различных сборов с податного населения

Хидмет – вассальная служба и подарки. Которые владельцы икта преподносят султану

Хиседари – тот, кто получает ренту

Хута – сельский староста

Чакир – наемник

Чаудхри – представитель сельской администрации

Чунги галла – налог с торговцев зерном на городских базарах

Шихна - смотрители, надсмотрщики за рынками или группами ремесленников


Именной и предметный указатель

Бидар – город на плоскогорье Декан, столица государства Бахмани

Гийяс уд-дин - основатель династии Туглаков (1320-1325)

Гуджарат - область на северо-западе Индии у Аравийского моря

Дабул – портовый город

Деогир (Даулетабад) – город-крепость на скале высотой около 100 м.

Джунир (Джуннар) – город в горах Западная Гата

Дуаб (Даб) – территория между реками Гангом и Джамной

Кануди - Канаудж

Новый город (Шахр – и ноу) – часть Дели, отстроенная в конце XIII – начале XIV в.

Ривари или Рапри – город в Северной Индии

Тарих-и Фируз-шахи – «История Фируз-шаха»

Футухат-и Фируз-шахи – «Победы Фируз-шаха», панегирик Фируз-шаха самому себе

Хан-и Джахан – вазир султана Фируз-шаха

Шамс уд-дин Илтутмыш (Алтамаш)– делийский султан (1211-1236)