Шамс Сирадж Афиф. Тарих-и Фируз-шахи

Утверждение наследственности
служебных земельных пожалований
в Делийском султанате

Передают, что султан Фируз-шах делал людям несравненные пожалования и был очень щедр в этом. Некоторым он определил пожалование (нан) в размере 10000 танка, 15000, другим –2000 в соответствии с [достоинством] лица, которому делается пожалование. Этот способ [оплаты] был введен султаном и остался в качестве памяти о нем, так как в правлении прежних султанов и имамов религии в государстве столичного города Дели не было такого правила. Ни одной деревни не давали в ваджх... Султан Ала уд-дин говорил не раз в этой связи.., что не следует давать деревни в ваджх, так как в каждой деревне, несомненно, имеется 200 или 300 жителей, все эти жители подчинены одному ваджхдару. Не удивительно было бы, если бы несколько ваджхдаров собрались вместе и от большого честолюбия и безнравственности, войдя в согласие между собой, стали бы злоумышлять против государства. По этой причине султан Ала уд-дин никому не жаловал деревень в ваджх, а войску каждый год давал из казны деньги (мал). Когда власть перешла к Фируз-шаху... в течение 40 лет своего правления он проявлял милости по отношению к мусульманам... разделив между воинами деревни (кариат), селения (дехха), городки (касабат)...

Когда Фируз-шах передал доходы государства в ваджх войску, он ввел новое правило: если отец, один из воинов (яран) войска, умирает, то утвержденное (истикамат) [за ним пожалование] утверждается за сыном; если кто-либо не имеет сына, то – за зятем; если кто-либо не имеет и зятя, то утвержденное [за ним пожалование] утверждается за его рабом; если и раба нет, то – за (кем-нибудь из] его близких [мужчин]. Если и такового нет, то утверждается за его женой.

Увеличение доли мукта
в прибавочном продукте

Было правило, состоявшее в том, что мукта, ежегодно являвшийся ко двору для целования ног [Фируз-шаха], приносил всякого рода хидметы, как-то: быстрых и дорогостоящих лошадей из Средней Азии, слонов, изделия из золота и серебра, сладости, оружие, покрывала…, каждый сообразно размеру своего икта. Посылали также и рабов. Согласно приказу султана Фируз-шаха, следовало устанавливать стоимость того количества хидмета, которое мукта приносил из икта, и вычислять эту стоимость из [государственного] налога с икта. Это правило [в отношении] дани было полностью установлением Фируз-шаха. В дни прежних султанов этого правила не было... и мукта приносили султанам то, что могли, но никакие вычеты, учитывающие стоимость сделанных подношений, из их платежей не производились. Когда же на трон вступил султан Фируз-шах, он распорядился; в связи с тем что у мукта очень большие расходы, освободить их от хидмета; он приказал также, чтобы, когда мукта приходят из икта и приносят султану все то, что имеется в том икта, стоимость [преподношения] устанавливалась и вычитывалась из [государственного] налога. Это правило оставалось в силе в течение 40 лет правления султана Фируз-шаха.

Пожалование налогового иммунитета

[Султан Фируз-шах]... набрал новое войско и [набранным воинам] – гайр-ваджхи – дал [жалованье], в 6,10,11 раз [превосходящее обычное жалованье воина]. По милости султана [эти гайр-ваджхи] в скором времени стали всадниками. В связи с этим Малик Имад ул-Мулк, который был одним из столпов государства столичного города Дели, довел до сведения его величества состояние дел ваджхдаров. Он сказал, что по шахской милости группа гайр-ваджхов стала всадниками, а группа ваджхдаров вследствие [испытанных в Тхатта (имеется в виду неудачный поход на Синд)] бесчисленных тягот осталась без лошадей и впала в уныние и безнадежность, так как их деревни – в области Дели, а они – [здесь] в страшной нужде; ваджхдары достигли этой страны– [Гуджарата] беспорядочными группами, а их довольствие (ваджх) еще не прибыло из Дели... Султан Фируз-шах сказал, что знает о том, что группа ваджхдаров вследствие бесчисленных тягот и бед осталась без лошадей; хотя в этом важном деле они оказали содействие, деревни их далеко отсюда... а то зерно, которое [они получают] со своих деревень, расходуется их детьми, так что положение этих несчастных стало затруднительным. [В связи с этим] во славу бога султан Фируз-шах приказал выдать ваджхдарам ссуду (карз) из казны. В соответствии с шахским указом каждый из них получил ссуду: некоторые 500 танка, некоторые 700 танка, другие 1000 танка в зависимости [от чина и ранга]. Ваджхдары, получившие по милости повелителя ссуду, экипировались и [вновь] стали всадниками. Тогда же повелитель мира приказал послать [в Дели] Хан-и Джахану распоряжение о том, чтобы ни под каким предлогом не беспокоить деревни ваджхдаров; чиновникам двора сделать строгое внушение не чинить никаких притеснений вплоть до возвращения его величества, [с тем чтобы] дети ваджхдаров пребывали в местах своего жительства в радости и не знали горя.

...[Султан Фируз-шах пожаловал икта области Мултана одному из феодалов Айн ул-Мулку. Последний заявил султану]: «Если я буду лично управлять [пожалованным] икта, я не смогу представлять счета в диван-и везарет (Айн ул-Мулк был в неладах с вазиром Хан- и Джаханом), я хочу представлять их непосредственно трону». В связи с этим его величество шахиншах сказал: «Ходжа Айн ул-Мулк, я изымаю икта Мултана из [ведения] диван-и везарета»... С этим условием Айн ул-Мулк согласился на [принятие пожалования икта Мултана].

Поземельная отношения внутри правящего класса

Передают, что его величество [Фируз-шах] дал много икта и муамалат малику Наиб-и Барбаку. Упомянутый малик назначал и определял в те икта и паргана (округи) от себя мукта. Когда какой-либо мукта прибывал в икта, упомянутый малик приказывал своим собственным чиновникам проверить его счета. Если при проверке они обнаруживали недостачу некоторых сумм денег [в счетах] того должностного лица, они докладывали упомянутому малику. И тогда малик Наиб-и Барбак приказывал получить с него сполна [недостающую сумму], если даже недостача была незначительной – 20000 или 30000 танка. Но и в случае если [не хватало] 1 лакха танка, он равным образом приказывал полностью взыскать с этого человека [недостающую сумму].

Пути образования
частной земельной собственности

[Построив два города – Фатхабад и Хисар-Фирузе, делийский] султан Фируз-шах (1351–1388) провел сюда большое число водных протоков. [В результате] около 80–90 курухов тех мест стали [пригодными для возделывания]. На этом пространстве были селения и деревни, как-то: городок (касаба) Джанид и Дахатаратх, город Ханси и Туглакпур; и все деревни и местности от воды тех протоков получили выгоду. Тогда его величество Фируз-шах приказал собрать всех казиев, улемов, глав суфиев и шейхов государства. Он спросил их: «Полагается ли какая-либо привилегия за старания тому, кто, затратив большой труд и деньги, проведет воду, и в тех пределах, в селениях и деревнях, через которые она потечет, жителям будет большая польза?» [Те ответили], что такому старателю полагается привилегия за полив, т. е. одна десятая. Таким образом, его величество Фируз-шах доход (хасил), [получаемый в качестве] привилегии за полив, сделал полностью своей собственностью (амлак).

Фискальная политика в отношении
торгово-ремесленного населения городов

При его величестве Фируз-шахе были ученые и святые. Все, что они нашли незаконным в отношении государственных налогов, султан Фируз-шах запретил собирать, хотя это и уменьшало доходы казны. Они довели до сведения султана, что в прежние правления появились некоторые незаконные поборы, в том числе дангана. Товары, облагавшиеся в сар-и адл закятом, после уплаты их хозяевами заката взвешивались, и на них налагали один данг с каждого танка стоимости товара. Это давало большие сборы. Купцы, как местные, так и иноземные, были очень недовольны взиманием дангана... В городе Дели был еще один незаконный сбор – мустагал. Мустагал – это рента с земли, занятой под домами и лавками. Он собирался согласно приказу прежних падишахов. Следующим незаконным сбором был джазари, налагавшийся на мясников в размере 12 джиталов с каждого заколотого ими быка; он приносил казне значительный доход. Рузи – являлся повинностью купцов. Когда купцы, местные или иностранные, привозят в Дели зерно, соль, сахар и другие товары, груженные на быков, чиновники дивана отбирают у них этих животных на один день и отправляют в старый Дели. Там находилось несколько укреплений прежних, правителей, пришедших в состояние разрушения... Животные, взятые у купцов, посылались туда чиновниками на один день и должны были доставить оттуда груз кирпичей в Фирузабад. Ни один купец, приходивший в Дели, не мог получить разрешение на выезд, пока его животные не выполнят этой работы. Купцы стали неохотно приходить в город, в результате чего цены на зерно и соль возросли. Сведения об этих различных незаконных сборах были доведены до его величества, и сборы были полностью отменены.