Тюрки в эпоху средневековья
Тюрки к началу XI в.
Образование государства Сельджуков
В |
V в. после распада гуннской державы преобладание в Евразийской степи переходит к тюркам. Первый тюркский каганат существовал с 551 по 630 г. Непрерывные войны расширили его границы от Корейского моря на востоке до Каспийского на Западе, от пустыни Гоби на юге до Байкала на севере. Объединение Китая под властью династии Суй положило конец победоносным война, а вместе с ними и тюркскому государству. Оно распалось на Западнотюркский и Восточнотюркский каганат. Как считают историки, каганат сочетал в себе политические и родоплеменные структуры. По такому же принципу был устроен и Тюргешский каганат – вторая тюркская империя в Средней Азии (699-744 г.). Причина недолговечности этих протогосударственных образований заключалась в том, что родоплеменные структуры соглашались иметь над собою высшую власть только в той мере, в какой она могла обеспечить победоносные войны. Они давали возможность брать пленных и продавать их, либо возвращать за выкуп. Все другие жизненно важные функции с успехом выполняли и родоплеменные структуры. Иначе сложилась судьба тюркского государства Сельджуков в Малой Азии. Здесь они попали в зону воздействия оседлой цивилизации, в систему экономических и социальных отношений феодализма. В 1040 г. принявший ислам род Сельджуков вторгается в Хорасан. На месте султаната Газневидов возникает новая тюркская империя «Великих Сельджуков». Своего наивысшего могущества она достигла в 70-80-е г. при Мелик-шахе I. Визир сельджуков Низам аль' Мюльк ввел систему икта, чем положил начало превращению кочевой знати в феодальную. Если икта была заимствована у арабов, то у византийцев сельджуки восприняли налоговую систему. В пограничных районах сельджуки практиковали уджи – систему землепользования, основанную на налоговом и административном иммунитете для кочевых тюркских родов, за что они должны были охранять границу. Здесь кочевники вели обычный образ жизни. Когда власти обнаруживали на варварской периферии беспокойство выше обычного, они объявляли джихад и указывали его направление. Это позволяло удалить из внутренних областей тех, кто угрожал стабильности оседлого общества. В 1242 г. сельджукское государство было сокрушено монголами и распалось на 20 независимых бейликов (княжеств), которые соперничали друг с другом. Историческое значение этого государства состоит в том, что оно изменило этническую обстановку в Малой Азии и подготовило почву для оформления турецкой народности.
Османское государство до нашествия Тимура
После распада империи Сельджуков наиболее благоприятные условия для роста получил бейлик Османа на северо-западе Малой Азии. Близость Византии создавала возможность вести джихад. В годы его правления (1258-1324) турки захватили всю Малую Азию (Анатолию). Иоанн Кантакузин расплатился с ними за военные услуги Галлипольским полуостровом, что означало выход в Европу. В ходе завоеваний османское общество перестраивалось. Захваченные земли раздавались воинам в кормление (тимар). Сыновья Османа Урхан и Алаэддин в 1330 г. провели реформу, оказавшую огромное влияние на историческую судьбу османского государства. Братья стали чеканить собственную монету, что было признаком суверенитета, ввели сословное деление общества. Сипахи (всадники) надели белые колпаки, чтобы подчеркнуть отличие от райята – простолюдина. Покоренные народы стали райя (стадо), которых пасли завоеватели. Перестроенная армия включала в себя конницу (мюселлем) и пехоту (яя). Им полагалось земля для обработки и жалование из казны во время военных действий. Подати пехотинцы и кавалеристы не платили, что и отличало их от райятов. Наконец, братья создали «новое войско» (ени чери). Покоренные народы платили «налог крови», это были мальчики 9-12 лет, здоровые и сильные, которых обучали в турецких семьях языку и рабскому служению, а затем в специальных военных школах получали военные навыки. Янычарство А. Тойнби считает гениальным решением, с этим следует согласиться. Янычарство спасло кочевников от двух основных опасностей: ассимиляции более культурными покоренными народами и распада государства на привычные родоплеменные структуры. Усложнение государственной организации осман выразилось в учреждении должности визира и территориальном делении на санджаки и бейлербейлики. Это деление было связано с числом воинов, которое могла выставить территориальная единица, а санджакбей и бейлербейликбеи стали одновременно командирами воинских подразделений и правителями территорий. В османском обществе началось формирование феодального класса. Его специфика состояла в том, что он не владел землей, а участвовал в управлении армией и государством.
Социально-экономический и государственный строй
Османской империи в XV-XVI в.
Процесс становления османского государства был прерван нашествием Тимура. В 1402 г. армия султана Баязида I была разгромлена при Анкаре. Султан был пленен, а государство поделено между тремя его сыновьями. После смерти Тимура в 1405 г. его империя распалась, но в османском обществе не только развернулась борьба за престол на 10 лет погрузившая страну в состоянии анархии, но, по существу, гражданская война. Сулейман и Мехмед опирались на тимариотов, феодализирующуюся верхушку османского общества. Мусу поддерживали яя и мюселлем, т.е. османские низы. Их выступление было попыткой дефеодализации общества. Она не удалась, в 1410 г. Муса свергает Сулеймана, но уже в 1413 г. его отстранил от власти Мехмед I (1413-1421). Решающую роль в его победе сыграли янычары. С этого времени их стали назначать на высшие государственные посты. Янычары влились в состав османской знати, но не слились с нею, будучи рабами султана. Таким образом, в средневековом османском обществе существовали два типа знати, что позволяло султанам удерживать власть. Решение внутренних проблем позволило приступить к реализации главной цели джихада – завоеванию Константинополя. Создание флота помогло Мехмеду II решить эту задачу. Он стал именовать себя не только Завоевателем (Фатих), но и римским кесарем (кейсар-и-Рум). Европа вынуждена была согласиться с этим. В XV-XVI в. империя продолжила территориальную экспансию. Она завоевала Балканский полуостров, Закавказье, Сирию и Египет – территории, входившие прежде в состав Византийской империи. Османы оказались не только преемниками этой территории, они воспроизводили и государственно-правовую модель ее развития. Христианская община сохранила свою автономию в делах веры и правосудия, покоренные народы продолжали заниматься своими привычными делами. Османская империя была единственным мусульманским государством средневековья, где наряду с шариатом существовало и светское султанское право – канун. Оно оформляется при Сулеймане II Кануни (Законодателе) (1520-1566). Согласно светскому праву султан был верховным собственником земли, все виды земельных пожалований назывались тимарами. Тимариоты поставляли султану воинов и наблюдали за использованием и наследованием земли, а также за уплатой налогов. Доход тимариота был фиксирован, его личное хозяйство не могло быть больше, чем у райята. У осман долго не было феодальных поместий. Все доходы в империи были регламентированы: прибыль торговца была не более 10%, ремесленника и ростовщика – 20% (шариат официально запрещал ростовщичество). Цены были фиксированными, солью. Мылом и воском торговало только государство. Административная система имела три независимых цепочки: военно-административную, судебно-религиозную, финансовую. Возможно, наличие светского права и системы разделения властей облегчили в дальнейшем процесс вестернизации страны.
Кризис империи в первой половине XVII в.
В конце XVI – начале XVII в. империя вступила в полосу кризиса, связанного с борьбой двух феодальных укладов. Наряду с тимарами султаны практиковали ещё два вида пожалований: хассы и арпалыки. Они были больше тимаров, и отношения с крестьянами на их территории государство не контролировало, так как жаловались они высшему чиновничеству. Хассы и арпалыки напоминают европейские иммунитетные пожалования. Эти пожалования создавали возможность частноправового пути развития. Чиновники и воины-тимариоты стали теми силами, которые вступили в борьбу за перераспределение земельного фонда. Борьба осложнялась тем, что чиновники не были турками, чаще всего их назначали из числа янычар. В 1596 г. началось восстание тимариотов, в котором приняли участие даже некоторые паши (главы территориально-административных единиц эялетов). Усмирить это восстание удалось только в 1602 г. Однако государство было вынуждено фактически «не замечать», что тимариоты стали присваивать земли крестьян, требуя лишь уплаты налогов вместо райята. Так появляется поместье – чифтлик. В отличие от европейской сеньории чифтлик не передавался по наследству. Их владельцы стремились добиться права наследования. Борьба центрального правительства с этой тенденцией равнозначна борьбе с феодальной раздробленностью. Распри внутри правящего класса, дворцовые перевороты, борьба фаворитов повлекли за собою военные неудачи. Турецкий флот был разгромлен в сражении при Лепанто, Иран отнял у империи Месопотамию и Закавказье, Туркам не удалось взять Вену, они потеряли Астрахань. При этом хозяйственная жизнь империи была достаточно оживленной, морская торговля – успешной, не было конкурентов и на караванных торговых путях. Ситуация ухудшится в XVII в. Трудности будут связаны с перемещением торговых путей в Атлантику и «революцией цен».
А. Тойнби считает Османскую империю уникальным явлением. С этим следует согласиться. Кочевники, захватившие огромные территории с оседлым населением сумели создать империю, просуществовавшую более 500 лет, что было связано с передачей управления завоеванными в руки самих завоеванных.