Делийский султанат

Индия в IV-XII в.
Проблема перехода Индии от древности
к средневековью в исторической науке

П

роблема перехода Индии от древности к средневековью не имеет однозначного решения. Оно осложняется тем, что здесь рабовладение не было господствующим, а варварские вторжения не имели такого разрушительного характера как в Римской империи. В западной историографии одни историки связывают начало индийского средневековья с изменением языка источников, с переходом от санскрита к арабскому и персидскому языкам, другие начинают средневековье с правления мусульманских династий. Сами индусы считают, что средневековье началось в III-IV в. и называют это время «Калиюгой», что близко к понятию апокалипсиса или конца определенного миропорядка. В отечественной историографии этот переход датируется IV-VI в. при этом историки стараются проследить социально-экономические изменения. Окончанием средневековья принято считать установление британского господства в стране.

В IV-VI в. Северная Индия была объединена универсалистским государством империей Гуптов, простиравшимся от Аравийского моря до Бенгальского залива. С Гуптами связывают расцвет науки и искусств и на этом основании говорят о «золотом веке Гуптов». Власть главы государства носила деспотический характер, местные правители считались его слугами, а их земли «кормлениями». Центральная власть сочеталась с сохранением общинного и кастового самоуправления. Отношения между земледельцами и ремесленниками в рамках общины складывались в систему несимметричного взаимного обслуживания (джаджмани). Получила развитие практика дарения земли на вечные времена, а также передача права администрации, суда и сбора налогов частным лицам, что создавало на местах новые центры власти. В 427 г. западная часть империи подверглась нашествию эфталитов (белых гуннов). Своего государства здесь они не создали, но их регулярные набеги привели к распаду империи на многочисленные мелкие княжества.

С 606 по 647 г. Северную Индию объединяет Харшавардхан - правитель Канауджа. Будучи поэтом и драматургом он сделал свою столицу культурным центром. Хронисты описывают введенную им традицию раздачи даров каждые пять лет и необременительное налогообложение. Однако империя не пережила своего основателя и распалась на раджпутские княжества. Согласно преданиям раджпуты являются потомками кшатриев (воинов), членами царских родов. Основным институтом государства в период с VII по XII в. стала пешая армия вассалов. Она перемещалась по стране, устанавливала лояльность той или иной территории и обеспечивала за их счет свое существование. В эпоху раджпутских княжеств завершилось становление кастовой системы. Деревенская община состояла из землевладельцев-налогоплательщиков и неполноправных арендаторов, а также безземельных работников и ремесленников. Корпорации купцов, имели собственные вооруженные отряды, так как им приходилось активно перемещаться по стране. В культурном отношении эпоха раджпутских княжеств отмечена вытеснением из страны буддизма и возвращением к индуизму, который более отвечал кастовому строю и кастовому мышлению. Оформляются классические системы индийской философии: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, идет процесс становления национальных языков. Политическая раздробленность, таким образом, не мешала хозяйственному и культурному развитию.

Арабские и тюркские завоевания,
образование Делийского султаната

Индуизм, община и каста регламентируют все стороны жизни индуса, поэтому потребности в централизованных политических структурах в средневековой Индии не возникало. Эти структуры ей приносили внешние завоеватели. В VIII в. арабы овладели полуостровом Синд. Он оставался арабским три столетия, когда его население было исламизировано и втянуто в торговые операции, а арабы научились у индусов математике и астрономии. В 999 г. Мухаммед - правитель княжества Газни в Афганистане был признан султаном. Ежегодные походы мусульманской конницы в Индию обеспечили ему контроль над Мультаном, Кашмиром и всей территорией до реки Ганг. Мухаммед был неограниченным правителем, при этом покровительствовал наукам и искусствам и был веротерпим. Его наследники перессорились из-за престола, что позволило Мухаммеду Гури (небольшое княжество в Афганистане) отнять у них большую часть Индии. В 1182 г. Индия перешла из рук Газневидов в руки Гуридов - другой тюркской династии. После гибели Мухаммеда в 1206 г. его наместник в Индии гулям (раб-гвардеец) Кутб-уд-дин Айбек присвоил себе титул султана. В Индии началось правление династии Гулямов (1206-1290). Поскольку резиденцией правителей стал Дели, государство именовалось Делийским султанатом. Это было прочное государственное образование с сильными экспансионистскими устремлениями. Оно включало в себя не только Северную, но и Центральную Индию, а также плоскогорье Декан. Его слабость была связана с отсутствием каких-либо принципов престолонаследия. Согласно исламу правителя должны были избирать правоверные, но индусское большинство (зимми – неверные) вынуждало вносить коррективы. К тому же огромная армия султаната состояла из афганских, среднеазиатских и иранских наемников и нередко та или иная этническая группировка возводила на трон своих ставленников путем интриг или кровопролития. В 1296 г. утверждается афганская династия Хилджи, в 1320 г. династия Туглаков. Поскольку индусы не привлекались к управлению государством, желающим приходилось обращаться в ислам. Так в 1316 г. некий Хосроу из касты неприкасаемых, принявший ислам и ставший фаворитом султана, предательским образом овладел властью и начал свою деятельность с осквернения мечетей. Устранившие его от власти Туглаки стали очередной тюркской династией. Мухамад-шах (1325-1351) сын основателя династии был высокообразованной и незаурядной личностью, но, видимо, безумен. С его правлением индийские историки связывают ослабление и гибель государства. Увеличение в годы его правления налогов в 10-20 раз разорило крестьян и вызвало голод в столице. Перенос ее из Дели в Даулатабад в Декане оказался неудачным решением. Установить контроль над населением здесь не удалось и пришлось возвращаться обратно. Однако способность управлять Северной Индией за это время была утрачена. В довершение неудачных реформ Мухамад ввел в обращение медные и бронзовые монеты, без каких либо мер защиты. Индийские умельцы завели собственные «монетные дворы». Огромное количество монет расстроило торговлю. Султан приказал заменить их золотом и серебром, что опустошило казну и обогатило фальшивомонетчиков. Между тем именно казна была основой могущества государства, так как армия получала жалование в денежной форме. Слабая армия не смогла противостоять сепаратизму наместников провинций. Окончательный удар нанес султанату Тимур – правитель Самарканда. В 1398 г. его армия разграбила округу и истребила всех жителей Дели. Попавшие в плен ремесленники были уведены в Самарканд. После ухода Тимура власть султана распространялась только на Дели и его округу. На севере правили мусульманские князья, на юге – индусские раджи. Никаких импульсов к объединению эти силы не проявляли. Политическое единство в Индию принесли очередные завоеватели.

Империя Великих Моголов:
государственный и социальный строй,
административная система

В 1526 г. в Индию вторгается Бабур - потомок Тимура князь Ферганы, изгнанный узбеками. Огнестрельное оружие, фланговые атаки конницы сокрушили 40-тысячную армию султана Дели, имевшую четырехкратное преимущество. Борьба сына и внука Бабура с вождем афганцев Шер-ханом за господство над Индией закончилась в пользу Тимуридов. Внук Бабура Акбар (1556-1605) создал одну из самых обширных империй в истории. В нее входили Северная Индия, Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия, Декан, Афганистан. Только южная оконечность полуострова осталась вне сферы влияния империи Великих Моголов. Так стали называть созданное Тимуридами государство. Управление государством осуществляли падишах, которому помогали советник и 4 министра: налогов и финансов, военного ведомства, мастерских и складов, духовных и судебных дел. Хребтом империи была армия, живущая за ее счет и сохраняющая единство страны. Армейские кадры были одновременно и местной бюрократией. В середине XVII в. 8 тыс. чинов (мансабдаров) от десятника до десятитысячника получали либо денежное жалование (при Акбаре) либо земельное пожалование джагир. Джагирдары поставляли султану воинов и наблюдали за использованием и наследованием земли, а также за уплатой налогов. По наследству джагиры не передавались. Джагир – аналог европейского бенефиция, но в вотчину он не превратился. Это объясняется тем, что смена падишаха в империи сопровождалась полной сменой правящей элиты. В империи Великого Могола, как и в Делийском султанате, сохранялась неопределенность в вопросах престолонаследия. Смена правителя была результатом интриг, заговоров и убийств. Акбар вошел в историю Индии как самый мудрый правитель. Он установил в стране религиозный мир, разрешив межконфессиональные диспуты. Индусы пользовались при нем широкими свободами. Было запрещено обращать военнопленных в рабов, отменена подушная подать (джизье). Почти все раджпуты стали мансабдарами. В годы его правления начался процесс культурного синтеза. Мусульманская культура меньшинства была ассимилирована культурой индусского большинства, но и сама она оказалась способной к заимствованиям. Все эти достижения были утрачены внуком Акбара Аурангзебом. Повторилась история упадка Делийского султаната.

По оценкам историков сельское хозяйство Индии в эпоху Великого Могола было эффективным и высокопроизводительным, что объясняется возможностью собирать урожай дважды в год. У индийского крестьянина в форме ренты изымалось от трети до половины дохода, однако продовольствия было достаточно и для страны и для экспорта. Преимущество индийского земледелия состояло в том, что возделывались интенсивные экспортные культуры. Специфика индийской промышленности состояла в том, что она не концентрировалась в городах, а была рассеяна по всей стране. Индия не знала вольных городов, это были административные центры. Вторая особенность индийской промышленности состояла в том, что она использовала элементарные, преимущественно деревянные, орудия труда. Главным орудием была квалификация джати, наследовавшего профессию. Такая промышленность не только обеспечивала население, но и экспорт. Индия была крупнейшей экспортирующей державой средневековья. В особенности это относится к текстильной промышленности. Ф. Бродель разделяет точку зрения индийских ученых о том, что Индия была первой капиталистической державой мира, где усилиями странствующих купцов раньше всего сложился национальный рынок. Становление рыночной экономики на субконтиненте стимулировал порядок, по которому повинности общины в пользу падишаха и джагирдара взимались в денежной форме. Англичане, формируя мировой рынок, не только разрушили национальную экономику Индии, она использовали ее хлопок и опиум для разрушения экономики Китая.