Арабский халифат

Материалы к лекциям

Аравия до Мухаммеда.
Возникновение ислама

и арабской государственности

Н

а рубеже VI-VII в. Аравия не была частью какого-либо государства и переживала кризис традиционного жизненного уклада. Обслуживание торговых караванов, дополнявшее кочевое скотоводство, стало невозможным. Иран, покоривший юг, а Византия северо-запад полуострова, перенесли торговые пути на свою территорию. Уделом арабов становилась разобщенность, миграции в более развитые страны, ассимиляция. Именно тогда в историю вошел человек, изменивший религиозную, политическую и культурную ситуацию не только в Западной Азии и Северной Африке, но и в Европе. Это был Мухаммед – основоположник новой мировой религии, арабской государственности и мусульманской цивилизации. Война Мекки, которую покинул пророк, и Медины (622-630) закончилась компромиссом. Мекка стала сакральным центром новой религии и подчинилась его власти. Один за другим шейхи арабских племен заключали союзнические договоры с Мухаммедом, так как это обещало торговые выгоды (Мекка была торговым центром полуострова). Для наблюдения за новообращенными Мухаммед посылал своих эмиссаров, они же собирали зякят и судили по новым законам. Эти законы пророк провозгласил от имени Аллаха, положив конец племенному законотворчеству. Единая вера, единый закон, аппарат агентов означали, что началась консолидация арабских племен в единое государство. Его особенности - теократический характер, отсутствие территориального суверенитета – позволяют характеризовать его как раннесредневековое.

Начало арабской экспансии.
Халифат Омейядов

После смерти Мухаммеда его заместителем (халифом) был избран вначале Абу-Бекр (632-634), которому пришлось подавлять восстания арабских племен, а затем Омар (634-644), принявший решение о начале джихада - священной войны с неверными. Это решение было продиктовано не религиозным фанатизмом, а материальными соображениями - хозяйственный кризис не был преодолен. Кочевники же признают необходимость государства лишь в том случае, если оно ведет войны, дающие добычу и пленников. Арабы покорили Сирию, Палестину, Северную Африку, Испанию, Иран и часть Средней Азии. Возникло огромное государство со столицей в Дамаске. Причины успеха арабов скрывались не только в монолитной идеологии, но и во взаимном ослаблении Ирана и Византии, враждовавших между собой, а также в сепаратизме Сирии и Египта в рамках империи. Налоговое бремя и воинская повинность истощали крестьянское хозяйство, недовольство государством переносилось и на церковь. Эти провинции не оказали должного сопротивления. Началось массовое ренегатство, т. е. обращение в ислам, хотя арабы этой эпохи отличались веротерпимостью.

Арабская экспансия не была чем-то исключительным в эпоху раннего средневековья. Можно обнаружить сходство между германскими и арабскими завоеваниями. И те, и другие не умели управлять государством и привлекали для этого местную элиту, поначалу и те, и другие жили компактно военным лагерем среди завоеванных народов. Между германской и арабской экспансией были и существенные отличия. Арабы не отказались от своего языка в отличие от германской элиты, заговорившей на латыни. Они не отказались от своего права, сделав шариат государственным правом, германцы же со временем приняли римскую правовую систему. Германские конунги стали либо императорами, либо именовали себя латинским «rex», арабские остались халифами. Арабы завоевали и удерживали за собою огромные территории меньшими, чем германцы, силами. Наконец, германцы приняли религиозную систему покоренного народа, арабы свою веру передали покоренным. Ислам оказался не менее победоносным, чем сами арабы. Однако внутри арабского социума завоевание не преодолело имущественного неравенства, не была изжита и племенная психология, так как воевали они племенными ополчениями и кланами. Это привело к гражданской войне между шиитами и суннитами. Али, лидер шиитов и зять Мухаммеда был избран халифом в 656 г., с чем не согласились наместник Сирии Моавия и хариджиты – арабские радикалы. Война на два фронта закончилась убийством Али в 661 г. и утверждением династии Омейядов (661-750).

При Омейядах арабская экспансия продолжилась. На востоке арабы дошли до Инда, на западе завоевали Испанию и угрожали южной Франции. Халифат Омейядов слил эти огромные пространства в единое политическое целое. Халиф был одновременно главой светской власти (эмират) и духовным лидером (имамат). В завоеванные провинции он назначал эмиров – наместников. Помощниками эмира были кадии – мусульманские судьи. Покоренные народы объединялись в общину покровительствуемых (маула) и становились клиентами арабов. От дани и военной добычи арабы перешли к регулярному сбору податей. Подушная подать – джизье взималась с «неверных». Харадж – поземельный налог достигал 2/3 дохода. Стремительность экспансии помешала Омейядам провести глубокие социальные перемены. Они выпали на долю Аббасидов.

Багдадский халифат и его судьба

Смена династии была продолжением внутриарабской межплеменной борьбы. Если Омейяды опирались на западные арабские племена и сирийскую торговую элиту, то Аббасиды (750-1258) победили с помощью восточных племен и иранской аристократии. Столицей был избран Багдад. Более опытная в делах государственного строительства иранская знать инициировала ряд реформ, которые оттеснили арабский этнический элемент на второй план. Перестраивается центральная администрация, появляются финансовый, почтовый диваны (министерства), по надзору за дорогами и ирригационными сооружениями, учреждается должность визира – первого министра страны. Военная реформа вместо племенных ополчений ввела регулярное войско, которое собирали эмиры. Появляется гвардия халифа, формировавшаяся из рабов (гулямы), вскоре она станет возводить на престол своих ставленников. Продолжается процесс исламизации покоренных народов. Простолюдинов привлекала простота вероучения и возможность избавиться от подушной подати. Местная знать обращалась в ислам в стремлении принимать участие в управлении, что было возможно только для мусульманина. Ее привлекала также насыщенная интеллектуальная жизнь исламских университетов.

Арабы завоевали страны с богатейшей хозяйственной практикой. Здесь возделывались цитрусовые, рис, интенсивные садовые и огородные культуры, хлопок, сахарный тростник. В халифате преобладала государственная собственность на землю. Мюльк – частная собственность, очевидно, имела в своей основе завоевание. Возможно, это земли той части местной знати, которая была лояльна к арабам. Служилым людям землю давали в икта (надел), пожизненное или временное держание. Икта аналог бенефиция, она первоначально означала право на ренту с земли, в дальнейшем превратилась в право распоряжаться землей. Вакф еще одна форма землевладения – неотчуждаемое владение религиозных учреждений. Крепостных в стране не было, крестьянство наследственно арендовало земли у государства. В городах существовали невольничьи рынки. Рабский труд широко использовался на строительстве каналов и шахт, мужчины продавались в гулямы или в гаремы как евнухи. Халифат лежал в центре торговых путей и был крупной торговой державой средневековья. Его ремесленная промышленность славилась производством парчи и шелка, сафьяна, бумаги, оружия дамасской стали. Государство контролировало через специальных чиновников меры и весы. Качество продуктов, цены и процент банкира.

С IX в. халифат вступает в процесс распада, чему способствовали слабость этнических и экономических связей, неодинаковый уровень развития территорий, рост крупной земельной собственности за счет государственных земель. Средневековые средства коммуникации делали местную арабо-испанскую, арабско-сирийскую, мавританскую знать фактически независимыми. Обособляются государства Алидов, Фатимидов, Айюбидов, Альморавидов и т. д. В 1258 г. монголы захватили Багдад, убили халифа и уничтожили город. Один человек из правившей династии бежал в Египет и там был провозглашен халифом. В начале XVI в. арабские страны были включены в состав Османской империи.

Особенности культуры
арабо-мусульманского общества

Начало арабской экспансии не отмечено культурным миссионерством, однако и обвинения в уничтожении ими александрийской библиотеки не имеют под собою оснований. Арабы несли только новую веру, которая оказалась пластичной, способной к адаптации, и арабский язык. Арабизация проходила быстро там, где народы говорили на родственных арабам языках, в Сирии и Ираке, медленнее в Египте и Северной Африке. Напротив, Закавказье, Иран и Средняя Азия ассимилировали поселившихся здесь арабов. Восприимчивость арабов к достижениям культуры покоренных ими народов позволила им внести огромный вклад в мировую культуру. В архитектуре это мавританский стиль, лишенный особых украшений, но строгий и грациозный. В изобразительном искусстве, где нет портретов, икон и скульптур, поскольку Аллах безобразен, господствует арабеска – сложный орнамент из стилизованных фигур. Арабы оказались прекрасными филологами, что стало, очевидно, следствием изучения Корана. Его поэтическая форма предопределило господство поэзии в арабской литературе. Один из прозаических жанров – хадисы - рассказы о жизни пророка, так же связан с исламом; другой – макамы – сценки из жизни образованных и остроумных авантюристов вроде Хаджи Насреддина, имеют светское содержание. Халифат Аббасидов отмечен ростом научных знаний и образования. Арабы учились у греков философии, у персов искусству политики, у индусов математике, у всех точным наукам, астрономии и географии. Вместе с тем ислам не поощрял развитие естественных наук и медицины и запрещал астрологию, магию и т.п. Это означает, что в процессе усвоения достижений других культур ислам демонстрирует избирательность. Заимствовалось то, что было полезно умме – общине правоверных, отвергалось все подозрительное. По мнению видного исследователя мусульманской цивилизации Г. фон Грюнебаума разнородным заимствованиям арабы сумели придать целостность с помощью ислама и арабского языка.