Г 98 Гущина, С.А.

Средневековый Восток

Учебно-методическое пособие
для студентов педвузов

 

Бийск
АГАО им. В. М. Шукшина
2011


 

ББК 63.3

Г 98

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Алтайской государственной академии образования
имени В.М. Шукшина

 

Рецензенты:

д-р. истор. наук, профессор кафедры отечественной истории ГАГУ

И.Ф. Медведев (г. Горно-Алтайск);

канд. истор. наук, профессор кафедры отечественной истории

АГАО О.М. Потапчук (г. Бийск).

 

Средневековый Восток[Текст]: учебно-методическое пособие для студентов педвузов / С.А. Гущина; Алтайская гос. академия об-я им. В. М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. – 111 с. – Библиогр.: с. 71 – 72.

 

Предлагаемое пособие помогает рационализовать работы студентов и преподавателей над одним из сложнейших разделов средневековой истории. Для этого в него включены материалы к лекциям, необходимые для каждого семинарского занятия источники со словарями, именными и предметными указателями, методические рекомендации по организации самостоятельной работы и вопросы для самоконтроля.

Для студентов и преподавателей педагогических вузов, учителей школ.

 

 

Ó ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011.

Ó Гущина С.А., 2011.

 

Содержание

Предисловие.......................................................................................................... 4

Материалы к лекциям ........................................................................................ 7

Арабский халифат................................................................................... 7

Делийский султанат................................................................................ 11

Средневековый Китай............................................................................. 16

Средневековая Япония........................................................................... 21

Тюрки в эпоху средневековья............................................................... 24

Моноголы в эпоху средневековья....................................................... 28

Семинарские занятия.......................................................................................... 31

Арабский халифат................................................................................... 31

Делийский султанат................................................................................ 66

Китай в XIV в............................................................................................. 88

Реформы Тайка: формирование
феодальных отношений в Японии....................................................... 104

Контрольные вопросы........................................................................................ 164

Библиография........................................................................................................ 165


Предисловие

И

зучение истории средневекового Востока, под которым понимаются, прежде всего, страны Азии и Северной Африки, сопряжено с известными трудностями. Основная их причина в том, что понятийный аппарат, описывающий феодализм, был разработан в европейском историческом контексте, но стал применяться к иному историческому материалу. Этот исторический материал отличается огромным многообразием. Цивилизационное многообразие Востока, существование здесь различных культурно-религиозных и политических традиций, затрудняет поиск исторических закономерностей. В Индии, Китае, Иране цивилизации сложились еще в древности. Мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке рождалась в средневековый период в контакте с христианской, зороастрийской и индуистской цивилизациями. Указанное обстоятельство, в сравнение с единообразием средневековой Европы, послужило основанием для того, чтобы усомниться в единстве исторического процесса, целостности истории. Сопоставление материала средневековой истории Востока и Запада легло в основу цивилизационного подхода к истории и научных дискуссий об «азиатском способе производства». Следует знать и учитывать обе интерпретации, как цивилизационную, так и ту, которая исходит из признания единой и целостной истории человечества.

Не имеет однозначного решения и проблема перехода стран Востока от древности к средневековью. В древности рабовладение здесь не являлось преобладающим укладом. Существовали крестьянское сословие, община, мелкое земледельческое хозяйство на государственных или частных землях. Многоукладным было и средневековое восточное общество. Поэтому разные научные традиции и школы отличают одну эпоху от другой по политическим, культурно-религиозным и иным признакам. Если арабский этнос вступил в эпоху средневековья с появлением новой религии, то о переходе от древности к средним векам других азиатских народов чаще всего судят по политическим признакам – гибели старых государственных образований и появлении новых.

Объясняя генезис феодализма на Востоке, можно опереться на теорию синтеза, изученную в курсе западноевропейского средневековья. Здесь, как и на Западе, развитые земледельческие общества вступали в контакт с первобытной или раннегосударственной периферией. Сложность состояла в том, что это были, главным образом, воинственные кочевники, а их вторжения были многократными. Борьба с ними приводила к огромной растрате сил и средств, замедленному развитию. Поэтому складывание здесь основ феодализма началось раньше, чем в Европе, но шло медленнее. На Востоке и в древности, и в эпоху средневековья периоды политической раздробленности чередовались с государственной централизацией, т. е. дефеодализацией. Поэтому отождествление средневековья и феодализма, характерное для западноевропейской историографии, едва ли будет здесь уместно. Восточное средневековье периодически бывало феодальным, но могло быть и не феодальным.

Понятие «средневековье» часто употребляют в значении «традиционное общество». Такое словоупотребление легло в основу рассуждений об окончании средневековья на Востоке. Поскольку Европа стала перестраивать восточные общества для своих нужд, началась их «вестернизация» и, следовательно, ломка традиции. Поэтому завершение восточного средневековья связывают с установлением тех или иных форм зависимости азиатских обществ от европейских держав. Каких-либо иных научных аргументов по вопросу об окончании восточного средневековья нет.

В настоящем пособии представлены два типа источников: кодекс «Тайхорё» является юридическим памятником, все остальные имеют повествовательный (нарративный) характер и представляют собою различные жанры восточноазиатской историографии. Знакомство с ними позволяет не только реконструировать события средневековой истории Востока, но и получить представление о способах писать историю в той или иной стране. Их следует изучать не только как исторические, но и как историографические источники. Историографический анализ текста станет предметом изучения только в 9 семестре, поэтому в настоящем пособии целесообразно ограничиться лишь некоторыми замечаниями о его особенностях.

Работа с историографическим источником предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

Кто и когда написал книгу, фрагмент которой представлен в пособии?

Какие цели преследовал автор (развлечь, научить, защитить и т.п.)?

К какому жанру относится книга?

Компетентен ли автор в проблемах, о которых он пишет?

На какие данные (источники) он опирается, развивая свои идеи?

Какова концепция (точка зрения, главная идея) автора?

Существовали ли противоположные (иные) точки зрения, сообщает ли о них автор?

Является ли точка зрения автора исключительной, или он разделяет распространенные в обществе взгляды?

Является ли данная книга единственной по определенной проблеме или событию?

Имеются ли другие произведения, описывающие эту проблему или событие в ином ключе?

Если такие книги имеются, какие из них наиболее достоверны и почему?

В научной литературе утвердилось мнение, что труды по истории, созданные на Востоке, имеют особенности, отличающие их от западного способа писать о прошлом. Европейскую историографию часто называют когнитивной (от лат. cognitio – знание), т.е. познающей какие-либо проблемы. Восточноазиатская историография, в отличие от европейской, именуется нормативной, т.е. описательной. Имеется в виду, что историки ограничиваются перечислением фактов, дат, событий и не пытаются их толковать. Однако следует иметь в виду, что и в Европе когнитивная историография появилась не ранее XVII в. До этого времени исторические труды также были описательными.

Другой особенностью восточной историографии является ее официальный характер. Историки писали свои труды по заказу правительства. В Китае, например, действовало правительственное учреждение «Палата исторических уложений». Оно и заказывало исторические труды, в особенности после смены династий, поэтому существует несколько официальных историй Китая. Китайские историки не видели в прошлом никаких закономерностей, они понимали его как бессистемную смену событий.

Восточная историческая мысль не признает линейного прогресса. Индийские историки понимали прошлое как круговращение циклов, арабская историография рассматривала движение истории как регрессивный процесс.

В средневековую эпоху излюбленным жанром историков Востока были исторические биографии. Этот жанр позволял восхвалять или порицать исторических деятелей прошлого, тем самым выполнить критическую или воспитательную функцию. В предлагаемом пособии имеются источники такого рода.

Эти краткие замечания следует иметь в виду в процессе работы с источниками, представленными в пособии.