Формирование и распределение прибыли предприятия

Структура себестоимости и факторы ее снижения

 

Структура себестоимости – соотношение влияющих на нее затрат. Структуру можно проанализировать по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Анализ структуры дает возможность определить, какой вид затрат превалирует в себестоимости.

В зависимости от этого производство подразделяют на:

- материалоемкое;

- энергоемкое;

- трудоемкое;

- фондоемкое.

Для планирования и анализа динамики себестоимости применяется показатель затрат на 1 руб. товарной продукции.

Источники снижения себестоимости представляют элементы затрат, за счет которых могут быть снижены издержки производства.

К основным элементам относятся:

- снижение расходов сырья, материалов, топлива, энергии;

- уменьшение амортизационных отчислений;

- сокращение расходов на заработную плату;

- уменьшение административно – управленческих расходов.

 

 

Факторы, влияющие на снижение себестоимости подразделяются на две группы:

К внешним факторам относятся:

- изменение цен на материалы и комплектующие изделия;

- изменение состава заказа;

- изменение условий оплаты труда.

К внутренним факторам относятся:

- повышения технологического уровня производства (внедрение новой техники, оборудования, материалов);

- улучшение организации производства и труда;

- изменение объема и структуры продукции;

- улучшение использования ресурсов.

 

 

В условиях рыночной экономики прибыль является обобщающим показателем деятельности предприятия и является конечным результатом.

Прибыль выполняет следующие функции:

- как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности;

- стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования;

- как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Сумма денежных средств, получаемых от реализации всей продукции называется выручкой. Могут быть и другие доходы (от реализации неиспользованного оборудования, продажи производственных отходов и т.д.).

Различают следующие виды прибыли.

Валовая прибыль включает балансовую прибыль и доход от реализации неиспользованного оборудования.

Балансовая прибыль – складывается из прибыли от реализации основной продукции и прибыли от внереализационной деятельности.

 

Пб = Пр + П вн,

 

где Пб – балансовая прибыль;

Пр – прибыль от реализации продукции;

Пвн – прибыль от внереализационной деятельности.

 

Прибыль от реализации продукции определяеься по формуле:

Пр = Вр – НДС – А – Сп,

 

где Вр – выручка от реализации продукции;

Сп – затраты на производство продукции;

А – акциз.

 

Прибыль от внереализационных операций включает:

- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- дивиденды по акциям принадлежащим предприятию.

Прибыль, облагаемая налогом:

 

Поб.н. = Пб – Пн/об – Лн,

 

где Пн/об – прибыль, не облагаемая налогом;

Лн – льготы.

 

Прибыль, не облагаемая налогом, включает ряд показателей, утвержденных законодательством, например, рентные платежи; дивиденды по ценным бумагам; прибыль от посреднических операций и сделок и др.

Льготы по налогам включают: затраты на техническое перевооружение; строительство социальных объектов; 30% от капитальных вложений на природоохранную деятельность; затраты на содержание учреждений: здравоохранения, образования, культуры, спорта, домов престарелых и т.д.

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Взаимоотношения предприятия и государства строятся на основе налогообложения. Налоги оказывают значительное влияние на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги. Налоги начисляются с отношением их на различные источники.

Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов, распределяется между собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием.

Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, используется для финансового резерва, фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития и фонда материального поощрения.

 

Глава 18. Учет и отчетность.

18.1. Виды учета.

 

Учет- это вид деятельности, предметом которого является информация. Учёт предполагает сбор, обработку, классификацию, систематизацию, и отражение информации в специальных регистрах на каких-либо носителях. В процессе хозяйственной деятельности формируются информационные потоки, характеризующие основные экономические параметры работы предприятия: состав собственных и заемных средств, расходы и доходы предприятия, издержки производства. Учет позволяет организовать эти организационные потоки и представить данные в виде итоговых отчетов. В экономической практике на практике используется различные виды учета: финансовый (бухгалтерский), управленческий (оперативный), налоговый учет и др.

Финансовый (бухгалтерский) учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Управленческий (оперативный) учет ведется в произвольной форме, в отличие от бухгалтерского учета, и характеризует экономическое состояния организации в реальном времени. Оперативная информация используется в целях принятия управленческих решений, составления финансовой отчетности предприятия, долгосрочного и текущего планирования, использование налоговых обязательств. Отличительной особенностью оперативной информации является ее конфиденциальность; и она уже должна быть доступна только специалистам предприятия. Управленческий учет – внутреннее дело каждой организации.

Налоговый учет ведется с целью контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов. Основной принцип учета обеспечения непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности, влекущей за собой изменения размера налоговой базы.

18.2. Сущность и признаки бухучета.

Бухгалтерский учет – система способов сплошного, непрерывного, системного и объективного отображения экономической информации о кругообороте средств и ресурсов в процессе воспроизводства.

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, ее имущественном положении и обязательствах. Эта информация необходима как внутренним пользователям (руководителям, собственникам имущества организации и т.п.), так и внешним – инвесторам, кредиторам и др. Бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документов. Эти документы служат оправдательными документами всех хозяйственными операциями, проводимых предприятиям. Первичные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях составляются сводные учетные документы. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах и в бухгалтерской отчетности предусмотрены регистры бухгалтерского учета. Таким образом, бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с законодательно установленными формами сбора, систематизации и представления пользователям учетной информации.

Бухгалтерский учет включает следующие элементы (или основы):

1. Документация (ведется вся учетная документация непрерывно).

2. Инвентаризация (проверка реального наличия ресурсов и занеси в документах) ежедневно.

3. Оценка (т.е. перевод натуральных и трудовых показателей в денежные показатели).

4. Калькуляция (расчеты сумм затрат).

5. Счета (документы, в которых информация сгруппирована, просуммирована, представлена в форме двойной записи).

6. Баланс (обобщающий учетный документ).

7. Отчетность (совокупность финансовых отчетных предприятий).

8. Анализ хозяйственной деятельности.

В отличие от других видов учета бухгалтерский учет имеет следующие признаки:

1. Системность – определяется система документов, методов работы, правил.

2. Непрерывность во времени.

3. Взаимосвязанность (как документов между собой, так и операций (двойная запись)).

4. Объективность (все данные фиксируются на основании документов).

5. Экономическая обобщенность (представление всей информации в денежном выражении).

Объектами бухгалтерского учета являются: хозяйственные средства предприятий, источники хозяйственных средств, движение хозяйственных средств и источников в результате хозяйственных операций.

К хозяйственным средствам относятся:

· основные средства и оборотные средства (материальные активы);

· не материальные активы (новый элемент);

· долгосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, акции других компаний и фирм).

Любое предприятие располагает не только своими средствами, но заемными.

Источниками хозяйственных средств являются:

1. Источники собственных средств;

2. источники заемных средств.

К источникам собственных средств относится:

· уставный фонд (в акционерных обществах – уставный капитал, который равен стоимости акций акционерного общества);

· амортизационный и ремонтные фонды;

· специальные фонда (формируются, как правило, за счет прибыли (фонда развития науки и техники));

· прибыль.

К источникам заемных средств относятся:

· краткосрочные (0,5 года) и структурные (от 1 года до 1,5 лет) кредиты банков;

· долгосрочные кредиты банка (больше года, связанные со строительством и реконструкцией);

· кредиторская за должность (по зарплате страховым компаниям, налоговым службам).

Хозяйственные операции подразделяются на:

· операции процессов обеспечения (обеспечения производства материалами, топливом);

· производство (начисление затрат по статьям калькуляции, экономическим элементом).

Основные формы отчетности.

В состав бухгалтерский отчетности включается:

· бухгалтерский баланс – форма №1;

· отчет о прибылях и убытках – форма №2;

· пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

· Отчет об изменениях капитала – форма №3;

· Отчет о движении денежных средств – форма №4;

· Приложение к бухгалтерскому балансу – фарма№5.

Основными целями составления бухгалтерского баланса являются:

- оценка текущего финансового состояния положения предприятия (на определенную дату);

- анализ динамики финансового состояния предприятия эффективности его текущей производственно – хозяйственной деятельности.

Баланс составляется отдельно для каждого самостоятельного предприятия.

Представляет собой систему сгруппированных в сводную таблицу показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, и отражает данные о его хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).

К активам (активный капитал) относятся те виды экономических ресурсов, которые необходимы предприятию для развития ведения текущей деятельности. В балансах активы фиксируются в порядке возрастания их ликвидности, т.е. способности быть быстро реализованными на существующих рынках. Активы состоят из имущества и обязательств предприятия. Обязательства возникают перед собственниками и третьими лицами. В активы предприятия включаются лишь те ресурсы, которые являются собственностью предприятия. Таким образом, имущество, взятое в аренду, лизинг и трудовые ресурсы в балансе отражены не будут.

С точки зрения участия в производственном процессе все активы предприятия можно разделить на внеоборотные и оборотные.

Внеоборотные – активы используемые, предприятием многократно и в течение длительного периода. К ним относятся: нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки и т.д.), основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, внеоборотные активы обладают низкой ликвидностью.

Оборотные активы – это средства используемые в течении одного производственно – сбытового цикла (текущие активы).К ним относятся: запасы (сырье, материалы, незавершенная продукция, готовая продукция, отгруженные товары, расходы будущих периодов), дебиторская задолженность (векселя к получению, заказчики, покупатели, выданные авансы, задолженность дочерних предприятий), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства (наиболее ликвидная часть оборотных активов).

Пассивы (пассивный капитал) представляет собой средства финансирования ресурсов предприятия, источники, из которых оплачивается приобретение активов, и включают собственный и заемный капитал.

В балансе в пассивы располагаются в порядке убывания срока, в течение которого предприятие может использовать данный источник финансирования (от акционерного капитала, который имеет неограниченный срок использования, до краткосрочных задолжностей со сроком погашения в пределах нескольких дней).

Обе части баланса всегда сбалансированы: итоговая сумма показателей строк по активу равна итоговой сумме показателей строк по пассиву. Эта сумма называется валютой баланса.

Отчет о прибылях и убытках строятся по следующим основным признакам:

- расчет финансового результата методом брутто, т.е. без взаимозачета статей доходов и расходов (в отличие от сальдового метода);

- детализация доходов и расходов по их видам;

- детализация затрат предприятия по их функциям управления (затраты в производстве, управлении, сбыте);

- отражение доходов и расходов по принципу начислений.

Объем продаж один из основных показателей отчета о прибыли и убытках, который может выявить стабильность, агрессивность или затруднения в политике продаж. Итоговым показателем является чистая прибыль предприятия.

Отчет о движении денежных средств характеризует наличие, поступление и расходование денежных средств предприятия в размере текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Приложение к бухгалтерскому балансу включает сведения, относящиеся к учетной политики предприятия, и обеспечивают пользователей бухгалтерской отчетности сведениями, необходимыми для реальной оценки финансового положения предприятия, финансовых результатов его деятельности и изменений в его финансовом положении.

 

 

Глава 19. Аналитическая деятельность на предприятии

19.1. Классификация видов анализа хозяйственной деятельности.

Анализ является одной из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

В процессе анализа выявляются резервы, причинно – следственные связи и факторы, которые

можно использовать для роста эффективности деятельности предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет исследовать взаимодействие

элементов производительных сил (орудий труда, предметов труда и рабочей силы) по стадиям

производства и реализации продуктов труда, понять и объективно оценить эффективность

работы персонала предприятия при имеющемся производственном потенциале.

Обобщённо задачи анализа можно сформулировать как процессы наблюдения, изучения,

оценки состояния, нахождения и мобилизации резервов и факторов развития производства,

реализации и потребления продукции (работ и услуг).

Классификация видов анализа хозяйственной деятельности предприятия исходит из ос-

новных функций управления, к которым относятся:

информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации);

анализ предшествующего и настоящего состояния экономики предприятия;

прогнозирование состояния экономики при различных вариантах развития (наихудших и наилучших);

учёт и контроль параметров производства (оперативный, финансовый и статистический);

стимулирование достижения результативности деятельности предприятия (финансовых результатов);

анализ результативности деятельности предприятия и подготовка информации к очеред-

ному производственному циклу.

По содержанию и полноте охвата изучаемых вопросов различают комплексный, сис-

темный и локальный анализ.

Комплексный анализ включает: анализ технико-экономического уровня производства и качества выпускаемой продукции, анализ прочих видов трудовой деятельности и продукт труда.

В системном анализе выделяют следующие этапы:

исследование объекта (системы) с целью определения задач;

подбор показателей, способных дать объективную оценку объекта;

разработку схемы изучаемой системы;

построение экономико-математической модели;

работа с моделью (блок – схемой);

Конечным результатом проведения анализа является обобщение его результатов и доведение их до руководителей, принимающих решения с целью выработки совместных оптимальных рекомендаций по поведению объекта анализа в реальных условиях.

Локальный анализ исследует ограниченное число вопросов, например, анализ качества выпускаемой продукции, анализ организационно – технического уровня производства, анализ прочих (частных) характеристик производства (финансов, маркетинга и др.).