Формирование и распределение прибыли предприятия
Структура себестоимости и факторы ее снижения
Структура себестоимости – соотношение влияющих на нее затрат. Структуру можно проанализировать по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Анализ структуры дает возможность определить, какой вид затрат превалирует в себестоимости.
В зависимости от этого производство подразделяют на:
- материалоемкое;
- энергоемкое;
- трудоемкое;
- фондоемкое.
Для планирования и анализа динамики себестоимости применяется показатель затрат на 1 руб. товарной продукции.
Источники снижения себестоимости представляют элементы затрат, за счет которых могут быть снижены издержки производства.
К основным элементам относятся:
- снижение расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
- уменьшение амортизационных отчислений;
- сокращение расходов на заработную плату;
- уменьшение административно – управленческих расходов.
Факторы, влияющие на снижение себестоимости подразделяются на две группы:
К внешним факторам относятся:
- изменение цен на материалы и комплектующие изделия;
- изменение состава заказа;
- изменение условий оплаты труда.
К внутренним факторам относятся:
- повышения технологического уровня производства (внедрение новой техники, оборудования, материалов);
- улучшение организации производства и труда;
- изменение объема и структуры продукции;
- улучшение использования ресурсов.
В условиях рыночной экономики прибыль является обобщающим показателем деятельности предприятия и является конечным результатом.
Прибыль выполняет следующие функции:
- как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности;
- стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования;
- как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.
Сумма денежных средств, получаемых от реализации всей продукции называется выручкой. Могут быть и другие доходы (от реализации неиспользованного оборудования, продажи производственных отходов и т.д.).
Различают следующие виды прибыли.
Валовая прибыль включает балансовую прибыль и доход от реализации неиспользованного оборудования.
Балансовая прибыль – складывается из прибыли от реализации основной продукции и прибыли от внереализационной деятельности.
Пб = Пр + П вн,
где Пб – балансовая прибыль;
Пр – прибыль от реализации продукции;
Пвн – прибыль от внереализационной деятельности.
Прибыль от реализации продукции определяеься по формуле:
Пр = Вр – НДС – А – Сп,
где Вр – выручка от реализации продукции;
Сп – затраты на производство продукции;
А – акциз.
Прибыль от внереализационных операций включает:
- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- дивиденды по акциям принадлежащим предприятию.
Прибыль, облагаемая налогом:
Поб.н. = Пб – Пн/об – Лн,
где Пн/об – прибыль, не облагаемая налогом;
Лн – льготы.
Прибыль, не облагаемая налогом, включает ряд показателей, утвержденных законодательством, например, рентные платежи; дивиденды по ценным бумагам; прибыль от посреднических операций и сделок и др.
Льготы по налогам включают: затраты на техническое перевооружение; строительство социальных объектов; 30% от капитальных вложений на природоохранную деятельность; затраты на содержание учреждений: здравоохранения, образования, культуры, спорта, домов престарелых и т.д.
Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Взаимоотношения предприятия и государства строятся на основе налогообложения. Налоги оказывают значительное влияние на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги. Налоги начисляются с отношением их на различные источники.
Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов, распределяется между собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием.
Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, используется для финансового резерва, фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития и фонда материального поощрения.
Глава 18. Учет и отчетность.
18.1. Виды учета.
Учет- это вид деятельности, предметом которого является информация. Учёт предполагает сбор, обработку, классификацию, систематизацию, и отражение информации в специальных регистрах на каких-либо носителях. В процессе хозяйственной деятельности формируются информационные потоки, характеризующие основные экономические параметры работы предприятия: состав собственных и заемных средств, расходы и доходы предприятия, издержки производства. Учет позволяет организовать эти организационные потоки и представить данные в виде итоговых отчетов. В экономической практике на практике используется различные виды учета: финансовый (бухгалтерский), управленческий (оперативный), налоговый учет и др.
Финансовый (бухгалтерский) учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Управленческий (оперативный) учет ведется в произвольной форме, в отличие от бухгалтерского учета, и характеризует экономическое состояния организации в реальном времени. Оперативная информация используется в целях принятия управленческих решений, составления финансовой отчетности предприятия, долгосрочного и текущего планирования, использование налоговых обязательств. Отличительной особенностью оперативной информации является ее конфиденциальность; и она уже должна быть доступна только специалистам предприятия. Управленческий учет – внутреннее дело каждой организации.
Налоговый учет ведется с целью контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов. Основной принцип учета обеспечения непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности, влекущей за собой изменения размера налоговой базы.
18.2. Сущность и признаки бухучета.
Бухгалтерский учет – система способов сплошного, непрерывного, системного и объективного отображения экономической информации о кругообороте средств и ресурсов в процессе воспроизводства.
Основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, ее имущественном положении и обязательствах. Эта информация необходима как внутренним пользователям (руководителям, собственникам имущества организации и т.п.), так и внешним – инвесторам, кредиторам и др. Бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документов. Эти документы служат оправдательными документами всех хозяйственными операциями, проводимых предприятиям. Первичные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях составляются сводные учетные документы. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах и в бухгалтерской отчетности предусмотрены регистры бухгалтерского учета. Таким образом, бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с законодательно установленными формами сбора, систематизации и представления пользователям учетной информации.
Бухгалтерский учет включает следующие элементы (или основы):
1. Документация (ведется вся учетная документация непрерывно).
2. Инвентаризация (проверка реального наличия ресурсов и занеси в документах) ежедневно.
3. Оценка (т.е. перевод натуральных и трудовых показателей в денежные показатели).
4. Калькуляция (расчеты сумм затрат).
5. Счета (документы, в которых информация сгруппирована, просуммирована, представлена в форме двойной записи).
6. Баланс (обобщающий учетный документ).
7. Отчетность (совокупность финансовых отчетных предприятий).
8. Анализ хозяйственной деятельности.
В отличие от других видов учета бухгалтерский учет имеет следующие признаки:
1. Системность – определяется система документов, методов работы, правил.
2. Непрерывность во времени.
3. Взаимосвязанность (как документов между собой, так и операций (двойная запись)).
4. Объективность (все данные фиксируются на основании документов).
5. Экономическая обобщенность (представление всей информации в денежном выражении).
Объектами бухгалтерского учета являются: хозяйственные средства предприятий, источники хозяйственных средств, движение хозяйственных средств и источников в результате хозяйственных операций.
К хозяйственным средствам относятся:
· основные средства и оборотные средства (материальные активы);
· не материальные активы (новый элемент);
· долгосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, акции других компаний и фирм).
Любое предприятие располагает не только своими средствами, но заемными.
Источниками хозяйственных средств являются:
1. Источники собственных средств;
2. источники заемных средств.
К источникам собственных средств относится:
· уставный фонд (в акционерных обществах – уставный капитал, который равен стоимости акций акционерного общества);
· амортизационный и ремонтные фонды;
· специальные фонда (формируются, как правило, за счет прибыли (фонда развития науки и техники));
· прибыль.
К источникам заемных средств относятся:
· краткосрочные (0,5 года) и структурные (от 1 года до 1,5 лет) кредиты банков;
· долгосрочные кредиты банка (больше года, связанные со строительством и реконструкцией);
· кредиторская за должность (по зарплате страховым компаниям, налоговым службам).
Хозяйственные операции подразделяются на:
· операции процессов обеспечения (обеспечения производства материалами, топливом);
· производство (начисление затрат по статьям калькуляции, экономическим элементом).
Основные формы отчетности.
В состав бухгалтерский отчетности включается:
· бухгалтерский баланс – форма №1;
· отчет о прибылях и убытках – форма №2;
· пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
· Отчет об изменениях капитала – форма №3;
· Отчет о движении денежных средств – форма №4;
· Приложение к бухгалтерскому балансу – фарма№5.
Основными целями составления бухгалтерского баланса являются:
- оценка текущего финансового состояния положения предприятия (на определенную дату);
- анализ динамики финансового состояния предприятия эффективности его текущей производственно – хозяйственной деятельности.
Баланс составляется отдельно для каждого самостоятельного предприятия.
Представляет собой систему сгруппированных в сводную таблицу показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, и отражает данные о его хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).
К активам (активный капитал) относятся те виды экономических ресурсов, которые необходимы предприятию для развития ведения текущей деятельности. В балансах активы фиксируются в порядке возрастания их ликвидности, т.е. способности быть быстро реализованными на существующих рынках. Активы состоят из имущества и обязательств предприятия. Обязательства возникают перед собственниками и третьими лицами. В активы предприятия включаются лишь те ресурсы, которые являются собственностью предприятия. Таким образом, имущество, взятое в аренду, лизинг и трудовые ресурсы в балансе отражены не будут.
С точки зрения участия в производственном процессе все активы предприятия можно разделить на внеоборотные и оборотные.
Внеоборотные – активы используемые, предприятием многократно и в течение длительного периода. К ним относятся: нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки и т.д.), основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, внеоборотные активы обладают низкой ликвидностью.
Оборотные активы – это средства используемые в течении одного производственно – сбытового цикла (текущие активы).К ним относятся: запасы (сырье, материалы, незавершенная продукция, готовая продукция, отгруженные товары, расходы будущих периодов), дебиторская задолженность (векселя к получению, заказчики, покупатели, выданные авансы, задолженность дочерних предприятий), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства (наиболее ликвидная часть оборотных активов).
Пассивы (пассивный капитал) представляет собой средства финансирования ресурсов предприятия, источники, из которых оплачивается приобретение активов, и включают собственный и заемный капитал.
В балансе в пассивы располагаются в порядке убывания срока, в течение которого предприятие может использовать данный источник финансирования (от акционерного капитала, который имеет неограниченный срок использования, до краткосрочных задолжностей со сроком погашения в пределах нескольких дней).
Обе части баланса всегда сбалансированы: итоговая сумма показателей строк по активу равна итоговой сумме показателей строк по пассиву. Эта сумма называется валютой баланса.
Отчет о прибылях и убытках строятся по следующим основным признакам:
- расчет финансового результата методом брутто, т.е. без взаимозачета статей доходов и расходов (в отличие от сальдового метода);
- детализация доходов и расходов по их видам;
- детализация затрат предприятия по их функциям управления (затраты в производстве, управлении, сбыте);
- отражение доходов и расходов по принципу начислений.
Объем продаж один из основных показателей отчета о прибыли и убытках, который может выявить стабильность, агрессивность или затруднения в политике продаж. Итоговым показателем является чистая прибыль предприятия.
Отчет о движении денежных средств характеризует наличие, поступление и расходование денежных средств предприятия в размере текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Приложение к бухгалтерскому балансу включает сведения, относящиеся к учетной политики предприятия, и обеспечивают пользователей бухгалтерской отчетности сведениями, необходимыми для реальной оценки финансового положения предприятия, финансовых результатов его деятельности и изменений в его финансовом положении.
Глава 19. Аналитическая деятельность на предприятии
19.1. Классификация видов анализа хозяйственной деятельности.
Анализ является одной из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.
В процессе анализа выявляются резервы, причинно – следственные связи и факторы, которые
можно использовать для роста эффективности деятельности предприятия.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет исследовать взаимодействие
элементов производительных сил (орудий труда, предметов труда и рабочей силы) по стадиям
производства и реализации продуктов труда, понять и объективно оценить эффективность
работы персонала предприятия при имеющемся производственном потенциале.
Обобщённо задачи анализа можно сформулировать как процессы наблюдения, изучения,
оценки состояния, нахождения и мобилизации резервов и факторов развития производства,
реализации и потребления продукции (работ и услуг).
Классификация видов анализа хозяйственной деятельности предприятия исходит из ос-
новных функций управления, к которым относятся:
• информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации);
• анализ предшествующего и настоящего состояния экономики предприятия;
•прогнозирование состояния экономики при различных вариантах развития (наихудших и наилучших);
• учёт и контроль параметров производства (оперативный, финансовый и статистический);
•стимулирование достижения результативности деятельности предприятия (финансовых результатов);
• анализ результативности деятельности предприятия и подготовка информации к очеред-
ному производственному циклу.
По содержанию и полноте охвата изучаемых вопросов различают комплексный, сис-
темный и локальный анализ.
Комплексный анализ включает: анализ технико-экономического уровня производства и качества выпускаемой продукции, анализ прочих видов трудовой деятельности и продукт труда.
В системном анализе выделяют следующие этапы:
•исследование объекта (системы) с целью определения задач;
•подбор показателей, способных дать объективную оценку объекта;
•разработку схемы изучаемой системы;
•построение экономико-математической модели;
•работа с моделью (блок – схемой);
Конечным результатом проведения анализа является обобщение его результатов и доведение их до руководителей, принимающих решения с целью выработки совместных оптимальных рекомендаций по поведению объекта анализа в реальных условиях.
Локальный анализ исследует ограниченное число вопросов, например, анализ качества выпускаемой продукции, анализ организационно – технического уровня производства, анализ прочих (частных) характеристик производства (финансов, маркетинга и др.).