Развитие на основе факторов производства

Одним из важнейших вопросов оценки экономического развития является критерий оценки экономического роста. На уровне национального хозяйства страны в целом может быть применен интегральный показатель «эффективности», который определяется по формуле:

Э = ∆Д / ∆С + ∆К,

Где ∆Д – прирост национального дохода;

∆С – прирост текущих затрат;

∆К – прирост капитальных вложений в производственные фонды.

Отсюда:

∆Д =Э (∆С + ∆К).

Доля показателя Э формирует вклад интенсивных факторов, а оставшаяся доля (1-Э)измерения прироста национальных доходов обусловливается увеличением затрат (∆С+∆К) и может рассматриваться как вклад экстенсивных факторов.

Выбор оценочного критерия экономического развития предприятия является целью предпринимательской деятельности и средством достижения цели.

Получение максимальной прибыли является очень важной задачей предприятия. Этого можно добиться за счет постоянного повышения уровня (эффективности) хозяйствования, причем различными путями.

Для вновь создаваемого предприятия важно определить предполагаемый вид продукции, пользующийся спросом; характер конкуренции, объем инвестиций и их отдача и т.д.

Для функционирующего предприятия значение имеет соотношение между затратами на производство продукции и ее ценой, складывающейся на рынке.

Получение максимальной прибыли для предприятия малого и среднего масштаба может быть основной целью. Но для крупных структур и в длительной перспективе наращивание прибыли является одним из нескольких способов самоутверждению на рынке. Увеличение или снижение прибыли зависит от следующих главных факторов:

- изменения в объеме продаж;

- снижения (повышения) издержек производства и обращения (себестоимости продукции);

-ценовые факторы.

Наращивание объема продаж целесообразно в том случае, если предельная выручка (прирост выручки на дополнительную единицу продукции) растет быстрее, чем предельные затраты (прирост затрат на эту же единицу продукции). В обратном случае необходимо сокращать объем продаж или изменять структуру постоянных и переменных расходов за счет инвестиций.

Приведенные факторы производства по-разному влияют на максимальную прибыль, которая является важнейшим финансово – экономическим показателем предприятия.

Прибыль является абсолютным итоговым показателем экономического роста предприятия, а рентабельность относительным показателем прибыльности, характеризующим эффективность развития предприятия.

Рентабельность выражает отдачу (полученный доход) на единицу вложений, затрат или хозяйственный оборот. Ее можно представит процентами или коэффициентами.

Основная формула расчета рентабельности:

Р = Д / С ∙ 100%,

где Р – рентабельность, %;

Д – доход (отдача) от вложенных средств; хозяйственный оборот;

С – сумма вложений в хозяйственную деятельность.

Классификация показателей рентабельности основана на величинах, стоящих в числители или знаменателе данной формулы.

В числителе могут быть использованы:

- валовый доход организации;

- добавленная стоимость;

- финансовый результат – брутто;

- финансовый результат – нетто (прибыль до уплаты процентов и налогов);

- общая прибыль;

- валовая прибыль;

- чистая прибыль;

- поступления (приток) денежных средств.

В знаменателе могут быть использованы:

- сумма всего вложенного капитала (сумма активов организации);

- собственный капитал;

- заемный капитал;

- стоимость производственных фондов (реальный капитал);

- издержки производства и обращения;

- выручка от продаж (хозяйственный оборот);

- расход (остаток) денежных средств.

Показатель рентабельности как отношение прибыли к издержкам производства и обращения распространен в зарубежной практике. В нашей стране этот показатель используется для оценки эффективности производства по ассортименту товаров и услуг, и ценообразования.

В условиях рыночной экономике используется показатель рентабельности, определенный как отношение прибыли к хозяйственному обороту (выручке от товаров и услуг). Этот показатель еще называют коммерческой рентабельностью и используют не только для оценки результатов хозяйственной деятельности, но и для анализа факторов, влияющих на рентабельность к вложенному капиталу.

Глава 14. Инновационная деятельность предприятия

14.1. Инновации и виды инновационной деятельности

Экономическое развитие предприятия в современных условиях невозможно без инноваций.

Инновацию определяют как сложный многогранный, многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельности от исследований до разработок и маркетинга.

Инновация – это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов.

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно – конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

В настоящее время масштабы выпуска инновационной продукции на промышленных предприятиях крайне незначительно, что не соответствует научно – техническому потенциалу страны. Инновационная активность непосредственно зависит от научно – технического потенциала предприятия, включающего:

- научно – технические и инженерные кадры;

- совокупность средств труда в области научных исследований (научное оборудование и технику в экспериментальных цехах, лабораториях и т.д.);

- информационное обеспечение – нормативно – техническую, проектно – конструкторскую и технологическую документацию, отчеты, образцы новых продуктов и др.

- систему организации научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ и управление ими на предприятии.