Стратегического планирования.

Методологические и организационные основы

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь предприятию достичь своих целей.

Выбор цели стратегического планирования является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия развития предприятия, тактика, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий.

Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов предприятия с учётом приемлемого уровня риска.

Методологической базой стратегического планирования является системный и ситуационный подходы.

Стратегическое планирование на предприятии базируется на следующих положениях:

1. Предприятие является сложной социально – экономической системой, которая создаётся для достижения определённых целей.

2. Предприятие является открытой системой, на которую воздействуют многочисленные факторы внешней среды.

3. Любое предприятие уникально, т.к. имеет особенности, обусловленные имеющейся материально – технической базой, кадровым потенциалом и др., поэтому при разработке стратегий невозможны универсальные решения стратегических задач, необходим учёт этих особенностей.

В качестве организационных предпосылок стратегического планирования выступают стратегическая сегментация, выделения в составе окружения предприятия стратегических зон хозяйствования и формирование в соответствии с этим в структуре предприятия стратегических хозяйственных подразделений.

 

 
 

 


Стратегический анализ

     
 
 
 

 


Рис. 12.1. Общая схема процесса стратегического планирования и характеристика отдельных его этапов.

 

Стрелки в левой части схемы свидетельствуют об обратной связи и возможности внесения изменений в целевые ориентиры деятельности предприятия.

Отправным моментом стратегического планирования является определение видения, миссии и целей предприятия.

Видение – это руководящая философия бизнеса, обоснование существования предприятия.

Миссия – основная, генеральная цель, цель существования предприятия, которая должна быть выполнена в плановом периоде.

Цели – в отличие от миссии, выражают отдельные, конкретные направления деятельности предприятия.

Стратегический анализ – два направления:

1.Анализ воздействия факторов внешней среды предприятия.

2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе.

 

Определение стратегических альтернатив. В распоряжении предприятия имеются различные стратегические альтернативы – стратегия роста, стратегия стабилизации и выживания.

Выбор стратегии. На стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют разнообразные факторы:

1. Риск.

2. Знание прошлых стратегий.

3. Реакция на владельцев.

4. Фактор времени.

 

Реализация стратегии. Разработанная стратегия должна быть реализована, для этого на предприятии необходимо создать механизм реализации стратегических планов, который охватывает следующие основные вопросы:

1. Совершенствование организационных структур управления с ориентацией на решение стратегических целей.

2. Управление по целям.

3. Разработка политики, правил, процедур.

4. Разработка бюджетов.

5. Разработка согласующихся со стратегиями тактических планов предприятия.

 

Контроль и оценка реализации стратегии производится путём сравнения результатов работы предприятия с целями. Процесс оценки исследуется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии.

Установить контроль позволяет контроллинг.

Контроллинг – это система управления процессом достижения конкретных результатов деятельности предприятия. Управлением процессом достижения стратегических целей занимается стратегический контроллинг, тактических – оперативный контроллинг.

Стратегическое планирование включает разработку долгосрочных планов, рассчитанных на 10-15 лет. При разработке долгосрочных планов определяются главные направления, по которым будет развиваться предприятие, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных главных целей. На основе стратегического долгосрочного плана развития предприятия разрабатываются перспективные планы развития на 5-10 лет, с более детализированными показателями.

На основе 5-летних перспективных планов, с учетом произошедших за тот или иной период изменений разрабатываются планы на год. Такие планы называются текущими.