Малые предприятия.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах:

· потребительских кооперативов;

· общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждения;

· благотворительных и иных фондов;

· учреждений;

· объединений юридических лиц.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в том случае, если это служит для достижения целей, ради которых они созданы и соответствует этим целям.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемых путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественные или религиозные организации (объединения) – добровольное объединение граждан в установленном законом порядке, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или нематериальных потребностей.

Фонды – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующих социальные, благотворительные, образовательные или другие общественные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учреждения – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или других функций некоммерческого характера.

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) – объединение коммерческих и некоммерческих организаций в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями.

 

Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и количество валового национального продукта. Вопрос о критериях отнесения предприятия к малому бизнесу является непростым. Малые предприятия имеют льготы в налогообложении, учете и отчетности. Эти льготы ведут к уменьшению налоговых платежей в государственный бюджет.

Российским законодательством определены два критерия отнесения предприятия к категории «малых предприятий»:

· численность занятых;

· удельный вес в учредительном капитале.

В законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

· в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.;

· в инновационной деятельности - 60 чел.;

· в сельском хозяйстве - 60 чел.;

· в научно-технической сфере-60 чел.;

· в оптовой торговле - 50 чел.;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел.

В этом же Законе оговорено, что статус «малого» не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица или лиц превышает 25%. То есть «малыми предприятиями» считаются предприятия не связанные в своей деятельности решениями других юридических лиц в выборе стратегии тактики действий.

Преимущества малого предприятия:

· доступно многим гражданам в связи с небольшими первоначальными вложениями капитала;

· отсутствие необходимости в больших оборотных средствах;

· повышенная мобильность, гибкость, возможность быстрого реагирования на изменение рыночного спроса;

· ниже накладные расходы и меньше аппарат управления, чем на крупных предприятиях;

· решается проблема создания новых рабочих мест;

· с развитием малых предприятий широко используются местные ресурсы, а во многих случаях и отходы производства.

Уровень развития малого предпринимательства в России по сравнению с промышленно развитыми странами еще недостаточен. Наибольшее количество таких предприятий в торговле и общественном питании. В промышленности и строительстве всего 20 ... 30% малых предприятий.

Значительным фактором развития сферы малого бизнеса может быть в первую очередь система мер государственной поддержки.