Обеспечение безопасности международной гражданской авиации.

Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.

Принцип свободы полетов в воздушном пространстве вне государственных границ. Статус воздушного пространства над открытом морем вытекает из принципа свободы полетов в этой части воздушного пространства (ст. 87(1b) Конвенции по морскому праву 1982 г.), которая включает: право полетов гражданских и военных воздушных судов, право государств осуществлять юрисдикцию в отношении своих воздушных судов и их экипажей, право пользоваться аэронавигационными средствами для контроля и управления полетами воздушных судов в целях обеспечения безопасности полета, право вести наблюдения с воздушных судов за обстановкой на море в интересах военных, научно-исследовательских, промысловых и др. судов, право преследования по горячим следам, право привлекать воздушные суда для борьбы с пиратством, работорговлей и иными преступлениями.

Деятельность регулируется МП. Запрещается совершать действия, представляющие опасность для других стран (приближаться к границам страны без соответствующего предупреждения), установок и сооружений в открытом море, находящихся на них лиц и имущества, воздушных и морских судов иностранных государств.

Национальность ВС – имеют национальность государства регистрации и могут быть зарегистрированы только в одном государстве. В МВПр – юрисдикция государства регистрации.

Незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации. направления: подавление актов незаконного вмешательства и привлечение к ответственности совершивших их лиц.

Токийская конвенциязакрепление полномочий командира воздушного судна по обеспечению безопасности судна в полете (командир имеет право привлекать других членов экипажа и разрешать помощь пассажиров для обеспечения безопасности воздушного судна, лиц или имущества на нем, поддержания должного порядка и дисциплины на борту, высадки или передачи нарушителя компетентным властям (ст. 6)). Данная Конвенция не рассматривает действия, угрожающие безопасности воздушного судна, находящимся на его борту лицам или имуществу, в качестве преступлений сами по себе. НО закрепляет права нескольких государств на осуществление юрисдикции в отношении преступлений, совершенных в ходе незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации à конкурирующая юрисдикция

Гаагская конвенция 1970 г. – захват ВС путем насилия или угрозы применения насилия или путем любой другой формы запугивания, либо попытку такого захвата, равно как соучастие в совершении вышеуказанных действий -- преступление (ст. 1) и на государства -- обязательство применять в отношении такого преступления суровые меры наказания (ст. 2).

В Конвенции регулируется проблема подсудности в отношении совершенного преступления, вопросы сотрудничества по обеспечению возможности продолжения полета, возврату воздушного судна и обмену информацией. Предусматривается возможность использования Гаагской конвенции в качестве основания для выдачи при отсутствии специального договора (ст. 8).

Монреальская конвенция 1971 г. рассматривает как преступление 1) акты насилия в отношении лиц, находящихся на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; 2) разрушение или повреждение судна, находящегося в эксплуатации, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; 3) помещение или совершение действий, приводящих к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации устройств или веществ, способных повредить воздушное судно; 4) разрушение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию, если это может угрожать безопасности воздушного судна; 5) сообщение заведомо ложных сведений, что создает угрозу безопасности судна в полете (ст. 1). применяется к воздушному судну в полете и в эксплуатации, т.е. «с начала предполетной подготовки воздушного судна наземным персоналом или экипажем для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки» (ст. 2). Монреальский протокол 1988 г. признает неправомерными акты, направленные против безопасности в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию.

Приложение 17 к ЧК -- вопросы национальной организации борьбы с незаконными актами вмешательства, порядок эксплуатации аэропортов и воздушных судов; закрепляет подлежащие применению превентивные меры безопасности (касающиеся воздушных судов, пассажиров, багажа и др.); содержит руководство по ответным действиям в связи с актами незаконного вмешательства.

ТЕМА