Правовое регулирование международных полетов в суверенном воздушном пространстве.

Источники международного воздушного права.

Многосторонние и двусторонние соглашения + акты ИКАО. Использование суверенного воздушного пространства – НП с учетом принятых ими на себя международных обязательств.

Многосторонние соглашения:

организация воздушного пространства и управление воздушным движением

Парижская конвенции по аэронавигации 1919 г.

Чикагская конвенция 1944 г. + 15 протоколов к ней (в силу вступили 13)

«соглашения о свободах воздуха»: Соглашение о воздушном транспорте («соглашение о пяти свободах воздуха») и Соглашение о международных транзитных воздушных сообщениях («соглашение о двух свободах воздуха»).

регулирование воздушных перевозок:

1) Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.,

2) Протокол к Варшавской конвенции от 28 сентября 1955 г. (1.8.1963, 136 участников),

3) Конвенция, касающаяся выполнения перевозки лицом, иным чем договорной перевозчик от 18 сентября 1961 г.,

4) Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 г.

5) Монреальский протокол к Римской конвенции 1978

борьба с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации:

1) Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна от 14.09.1963.

2) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970.

3) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23.09.1971.

4) Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, от 24.02.1988.

5) Конвенция о маркировке пластиковой взрывчатки для ее обнаружения 1991 г.

6) Договор по открытому небу 1992 г.

Регламенты и иные акты ИКАО. роль мягкого права –актов ИКАО, -- регулируют технические аспекты эксплуатации воздушного пространства.

Стандарты и рекомендуемая практика ИКАО (SARPs) -- в виде приложений к ЧК. – 18 – принимаются большинством голосов. Статус – единое мнение отсутствует:

рекомендательный характер, за исключением обязательных правил полетов в международном воздушном пространстве, требований, предъявляемых к бортовым журналам, признанию свидетельств экипажей и летной годности к полетам

sui generis – Ст. 38 ЧК -- возможность отклонения от стандартов и процедур, рекомендуемых ИКАО, в случае, если государство сочтет это практически затруднительным, посредством уведомления Совета ИКАО в течении 60 дней после принятия стандарта или поправки к нему. На практике – государства стараются.

 

Полет (техн.) -- сам период полета. для целей Токийской конвенции 1963 г. -- «с момента включения двигателей в целях взлета до момента окончания пробега при посадке» (ст. 1(3)), ст. 2(а) Монреальской конвенции 1971 г. – «с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки…». -- основополагающий при решении вопроса о применимом праве, при определении юрисдикции государств в отношении воздушных судов, грузов, пассажиров и багажа, находящихся на борту, а также лиц, незаконно вмешивающихся в деятельность гражданской авиации.

Регулирование воздушных перемещений в пределах территории государств.

регулярные воздушные сообщения осуществляются на основании выдаваемых государствами разрешений (ЧК). Уполномоченные авиапредприятия назначаются в двусторонних соглашениях о воздушном сообщении.

Статья 5 ЧК – 1) возможность осуществления нерегулярных полетов на территорию государств, 2) транзитных беспересадочных полетов через его территорию, а также 3) возможность совершения посадок с некоммерческими целями без получения предварительного разрешения. На практике не применяется. Могут заключаться дву- или многосторонних соглашения, устанавливающие порядок нерегулярных полетов. Пересечение границы: по специально выделенным воздушным коридорам с соблюдением правил

Регулирование коммерческой деятельности воздушно-транспортных предприятий, действующих на территории государства.

Понятие международных воздушных перевозок раскрывается через т.н. «свободы воздуха»:

1) право на транзитный полет без посадки на территории государства;

2) право на транзитный полет с посадкой на территории государства в некоммерческих целях (для дозаправки или ремонта);

3) право выгрузки пассажиров, грузов и багажа, взятых на борт в государстве регистрации (эксплуатанта) воздушного судна;

4) право загрузки пассажиров, грузов, багажа, которые направляются в государство регистрации (эксплуатанта) воздушного судна;

5) право загрузки / выгрузки пассажиров, грузов, багажа, взятых на борт в / направляющихся в любое третье государство.

Обычно правовой режим международных воздушных перевозок регулируется в двустороннем порядке.

В пределах своей территории государство обладает административной, гражданской, уголовной и иной юрисдикцией по отношению к воздушным судам, их экипажу и находящимся на этих судах пассажирам, грузам и почте. ВС обязаны выполнять все требования законодательства г-ва.

За нарушение правил использования ВПр – уголовная или административнаяответственность командира и экипажа судна, а также ответственность государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна.

применяют силу против гражданских воздушных судов, нарушивших их воздушный суверенитет. Ст. 3bis ЧК (1984) обязательство воздерживаться от применения силы против гражданских судов в полете: право потребовать посадки данного судна в любом указанном ею аэропорту. Перехват -- крайняя мера.