Имплементация международно-правовой ответственности.

Институт ответственности включает и процессуальный механизм урегулирования (ч.III Проекта – имплементация международной ответственности государства), поскольку международное право должно располагать не только механизмом обеспечения выполнения его норм, но и реализации ответственности. Институт ответственности определяет действия, которые могут предпринимать государства, затронутые нарушением международно-правового обязательства, для обеспечения выполнения обязательств по прекращению и возмещению со стороны ответственного государства.

Прежде всего, потерпевшее государство вправе призвать к ответственности государство-нарушителя. Условиями призвания к ответственности в соответствии со ст. 44 являются государственная принадлежность требований и исчерпание местных средств правовой защиты. Вопрос о государственной принадлежности возникает, в основном, когда дело идет о защите государством прав своих граждан, пострадавших в результате международного правонарушения. В таких случаях определение государственной принадлежности связано с нормой об исчерпании местных средств правовой защиты.

Если в результате одного и того же международно-противоправного деяния потерпевшими являются несколько государств, каждое из них может отдельно призвать к ответственности государство-правонарушителя (ст.46).

Потерпевшее государство вправе принять мерысцельюпобудитьответственноегосударство(государства)прекратитьпротивоправноеповедениеипредоставитьвозмещение. Проблема применения мер принуждения к соблюдению норм международного права является одной из наиболее важных и сложных проблем этого права.

К ним относятся санкции и контрмеры. По мнению Комиссии международного права, под санкциями следует понимать лишь меры принуждения, предпринимаемые международными организациями к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Это придает им принципиальное отличие от индивидуальных действий государств.

Объем и виды санкций должны зависеть от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Санкции должны вводиться в строгом соответствии с Уставом ООН, с принципами и нормами международного права, преследовать четко определенные цели, быть предельно адресными, подлежать регулярному обзору и предусматривать условия отмены.

Традиционный термин "санкции" длительное время использовался и Комиссией международного права ООН в ходе работы над темой об ответственности. Но на завершающем этапе было решено заменить его более соответствующим природе международного права термином "контрмеры". Существенную роль в этом сыграла международная судебная практика, которая, избегая употребления термина "санкции" применительно к односторонним мерам государств, использовала термин "контрмеры". В Статьях об ответственности контрмерам посвящена глава II ч.III., что является обоснованным, поскольку контрмеры представляют собой связанный с ответственностью, но, тем не менее, особый институт, призванный служить имплементации правоотношений ответственности.

Контрмеры – это действия, которые потерпевшее государство вправе применить к государству, ответственному за международно-противоправное деяние. Они рассматриваются как инструмент имплементации ответственности и не носят карательного характера. Основная цель контрмер состоит в том, чтобы побудить ответственное за международно-противоправное деяние государство выполнить возлагаемые на него правоотношением ответственности обязательства (п.1 ст.49). Это значит прекратить противоправное деяние, если оно продолжается, и предоставить возмещение потерпевшему государству. Контрмеры вправе применить потерпевшее государство. С юридической точки зрения такие меры характеризуются тем, что если бы они не применялись в качестве контрмер, то были бы противоправными. Контрмеры, направленные на достижение какой-либо иной цели, по определению являются противоправными.