Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных долгов, государственных архивов.

Правопреемство международных договоров СССР бывшими союзными республиками.

Существенной спецификой обладает решение проблемы правопреемства в результате распада СССР. При этом типе перехода территории, Венская конвенция 1978 года отдает предпочтение принципу континуитета. Он и был закреплен в ряде документов, фиксировавших факт ликвидации СССР, а именно: в Соглашении о создании СНГ от 8.12.91г. и в Алма-Атинской Декларации стран СНГ 11.12.1991г. Согласно тексту указанных документов все государства-члены СНГ в равной мере рассматривались как правопреемники СССР. Однако реализация этого положения практически была затруднена вследствие специфики статуса СССР - одной из опор существовавшей международной политической и правовой системы, роли в военно-политической структуре, а также в системе ООН. Прекращение существования СССР поставило все это под угрозу. Ни один из правопреемников не мог претендовать на место постоянного члена Совета Безопасности. Выход из сложившегося положения был найден в концепции «Россия: государство-продолжатель СССР», которая означает, что место СССР в мировой политике занимает Россия, на нее ложится основная ответственность за выполнение его обязательств.

Наряду со статусом России, как государства продолжающего СССР, выделяются: особый статус прибалтийских республик, которые признаются идентичными соответствующим независимым государствам, существовавшим до присоединения к Советскому Союзу в 1940 г., и не являются правопреемниками СССР, и статус остальных независимых государств-участников СНГ, признаваемых государствами-преемниками СССР. Среди группы государств-преемников выделяются Беларусь и Украина, которые выступали учредителями и независимыми членами ООН, а также независимыми участниками многочисленных международных договоров.

Согласно Меморандуму о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес от 6.07.1992 г. каждое независимое государство вправе самостоятельно решать вопрос об участии в тех или иных международных договорах бывшего СССР, за исключением договоров, представляющих взаимный интерес. Только в отношении последних был провозглашен принцип непрерывности.

На практикечлены СНГ не придерживались этого принципа последовательно и применяли его по-разному. Что касается России, то именно в качестве государства-продолжателя СССР она продолжала нести обязательства, вытекающие из договоров СССР. Другие брали такие же обязательства, но в качестве государств-преемников, и некоторые из них — в качестве новых государств.

Действующий Закон Республики Беларусь «О международных договорах» от 23 июля 2008 г. содержит нормы, регулирующих признание правопреемства Республики Беларусь в отношении международных договоров бывшего СССР, а также нормы, регулирующих выбор нормативного правового акта о правопреемстве. В соответствии со ст.24 Закона Республика Беларусь может признать обязательность международных договоров путем правопреемства в случаях, предусмотренных международным правом. В случае правопреемства Республики Беларусь в отношении международных договоров бывшего СССР Республика Беларусь считается связанной обязательствами по данным международным договорам с 10 декабря 1991 года, если иное не предусмотрено международным договоров.

 

В качестве объекта правопреемства Венская конвенция 1983 года определяет только «государственную собственность». Режим правопреемства не распространяется на права и обязательства физических и юридических лиц. Под государственной собственностью государства-предшественника Конвенция понимает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству.

В качестве общего правила переход государственной собственности осуществляется без компенсации, если иное не договорено заинтересованными государствами или не решено соответствующим международным органом. Но имеются и особенности в зависимости от категории правопреемства государств.

Когда государства объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Для более сложных случаев Венская конвенция в качестве основного способа решения проблем правопреемства указывает взаимное соглашение и лишь в случае его отсутствия предлагает свои правила. Согласно положениям Конвенции правовой режим перехода государственной собственности основывается на территориальном принципе в сочетании с принципом справедливости.

Государственный долг определен Венской конвенцией 1983 года как любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшего в соответствии с международным правом.

Если новое государство возникает в результате объединения нескольких государств, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику. (Ст.39 Венской конвенции 1983 года).

При разделении государства или отделении части территории от государства и образовании на ней государства-преемника, а также когда отделившаяся часть территории объединяется с другим государством, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между вовлеченными в правопреемство сторонами. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. (Ст.ст.37, 40, 41).

Когда государство-преемник является новым независимым государством (возникшим в процессе деколонизации, в результате реализации права на самоопределение), то долговые обязательства государства-предшественника не переходят к государству-преемнику. Ст.38 Венской конвенции предполагает возможность заключения иного договора с учетом связи между этим государства-предшественника, связанным с его деятельностью на территории, являющейся объектом правопреемства, и имуществом, правами и интересами, которые переходят к новому государству. Однако такое соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и его осуществление не должно подрывать основ экономического благосостояния нового независимого государства.

Согласно Венской конвенции 1983 года государственные архивы государства-предшественника означают совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государств принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

В качестве общего правила переход архивов не сопровождается компенсацией (ст.23). Правопреемство не касается архивов, которые находятся на территории предшественника, но принадлежат третьему государству, согласно внутреннему праву государства-предшественника (ст.24).

Конвенция закрепила принцип сохранения целостности государственных архивных фондов (ст.25). При объединении государств архивы переходят к объединенному государству. Для всех иных случаев установлены практически общие основные правила. Часть архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в интересах нормального управления его территорией, переходит к этому преемнику. Переходит также часть архивов, имеющая непосредственное отношение к территории преемника.

Предшественник обязан предоставить преемнику сведения, касающиеся его права на территорию, определяющие его границы, а также те, которые необходимы для выяснения смысла документов из переданного архива.