Понятие, источники и объекты правопреемства в международном праве.
Формы и юридические последствия признания.
В зависимости от объема юридических последствий выделяют две формы официального признания: de jure и de facto. Они используются при признании государств и правительств. Обе формы признания влекут за собой определенные правовые последствия для признаваемой стороны, хотя и в разном объеме. (При признании де-факто объем наступающих правовых последствий уже).
Полное официальное признание выражается в де-юре. Оно окончательно и не может быть отозвано. Признание де-юре может быть явно выраженным (официальное заявление, нота) или подразумеваемым. При нем с признаваемым государством или правительством устанавливаются дипломатические, консульские и другие официальные отношения; признается его договорная правоспособность; иммунитет от юрисдикции иностранных судов. Считается, что только признанное де-юре государство или правительство может претендовать на государственное имущество за рубежом, например, архивы, банковские вклады, недвижимое имущество.
Признание де-факто – временное, ограниченное признание. При нем признающее государство не делает соответствующих заявлений, могут устанавливаться только консульские или торгово-экономические отношения с признаваемой стороной. Оно носит временный и переходный к признанию де-юре характер (ограничено рамками заключенного соглашения), но может быть и отозвано. Объем такого признания меняется от случая к случаю. Чаще эта форма признания применяется к новому правительству.
Иногда государства, правительства вступают в официальный контакт с непризнанным государством, правительством вынужденно, для решения конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга. В этом случае говорят о признании ad hoc (в данной ситуации, по конкретному делу). Подобные контакты нередко сопровождаются заявлением, что они не должны рассматриваться как признание со стороны государства, вступающего в такие контакты.
ТЕМА
ИНСТИТУТ ПРАВОПРЕЕМСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Правопреемство как смена одного субъекта другим в несении соответствующих прав и обязанностей берёт истоки в римском праве и предполагает два обязательных условия: смерть наследодателя и переход правовых отношений от последнего к законному наследнику.
Правопреемство в международном праве связано с территориальными изменениями, т.е. с заменой на определенной территории суверенитета одного государства суверенитетом другого. Изменения численности населения или организации характера государственной власти таких последствий не порождают.
Правопреемство может иметь место и в отношениях между другими субъектами международного права, в частности, международными организациями. Но правопреемство международных организаций, в отличие от правопреемства государств, осуществляется не на территориальной, а на функциональной основе. Отсутствие территориального элемента ограничивает правопреемство международных организаций «замещением правомочий» и существенно отличает его от правопреемства государств
С теоретической точки зрения понятие правопреемства государств включает два компонента, известных в англосаксонской доктрине как фактическое правопреемствои юридическое правопреемство. Г. Кельзен определил их следующим образом: во-первых, правопреемство как территориальное изменение и, во-вторых, правопреемство как переход прав и обязанностей от одного государства к другому в результате этого изменения.
Действие юридического механизма регулирования правопреемства государств распространяется на последствия только тех территориальных изменений, которые наступили правомерно, т.е. в соответствии с международным правом. Последствия неправомерных территориальных изменений (аннексии, незаконной оккупации, других форм необоснованного ограничения суверенитета государств на всей или части его территории) вообще не могут быть объектом правового регулирования, так как эти действия, являясь изначально ничтожными юридически, не вызывают правовых последствий.
Правопреемство – это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства (предшественника) другим (преемником) в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
На сегодняшний день при помощи Комиссии международного права ООН выделены некоторые объекты правопреемства государств: правопреемство в отношении договоров; правопреемство в отношении государственной собственности, государственных долгов, государственных архивов; правопреемство в отношении гражданства физических и государственной принадлежности юридических лиц; правопреемство в отношении членства в международных организациях; правопреемство правительств. За рамками нормотворческого процесса до сих пор остается такая сфера последствий территориальных изменений, как правопреемство в отношении международно-правовой ответственности государств.
Лишь на двух направлениях работы над проблемами правопреемства государств Комиссии ООН удалось добиться успеха. На многосторонних дипломатических конференциях, созванных ООН, были приняты: в 1978 году - Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров (вступила в силу в 1996 г.), в 1983 году – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В 1999 году Комиссией был принят проект статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств.
Основное назначение института правопреемства состоит в обеспечении максимальной стабильности и предсказуемости международных отношений при территориальных изменениях, иначе говоря – в сведении к минимуму международно-правовых и политических последствий таких изменений. Стремлением к достижению этой цели и обусловлено общее правило правопреемства, согласно которому «права и обязанности старого субъекта права не умирают, а переходят к новому».
Венские конвенции предусматривают два принципа при решении вопросов, связанных с правопреемством международных обязательств: 1) принцип континуитета (непрерывности) – международные обязательства государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходят к государству-преемнику и 2) принцип tabula rasa (чистой доски) – государство-преемник не связано международными обязательствами государства-предшественника.