НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

1. Понятие нормативной системы международного права и ее структура. Соотношение с международной нормативной системой.

Нормативная система международного правапредставляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Международное право имеет сложную структуру, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов (институтов) с одной стороны, и отраслей как однородных комплексных норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов – с другой.

В системе международного права центральное положение занимают два блока норм. Первый образуют основные принципы. Их задача - определить основные права и обязанности государств, т.е. правовой статус членов международного сообщества и основных субъектов международного права. Тем самым принципы определяют основные черты международного правопорядка. Второй блок образуют общепризнанные принципы и нормы о правах и свободах человека. Они определяют основы народовластия и правовой статус индивида в современном обществе. Принципам и нормам как первого, так и второго блока придана высшая юридическая сила императивных норм. Оба блока образуют ядро международного публичного порядка (odre public international), под которым понимается комплекс принципов организации сообщества, необходимых для его существования и развития.

Основу системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств (европейское право, право СНГ). Огромное количество норм регулирует двусторонние отношения. Региональные и двусторонние нормы должны соответствовать общему международному праву, в совокупности они образуют глобальную международно-правовую систему.

Международное право является одной из подсистем международной нормативной системы наряду с политическими нормами, моралью. Одновременно в нее входят: международная вежливость, традиции, нормы обыкновения или практики, религиозные нормы, организационные и технические нормы и др. Т.е. в международных отношениях действуют не только правовые, но и иные нормы, которые к тому же весьма многообразны. По обязательной силе нормы в этой системе делятся на два вида: юридически обязательные и юридически необязательные (неправовые). Система международного права – совокупность международно-правовых (юридически обязательных) норм.

 

2. Понятие, структура и классификация норм международного права.

Международно-правовые нормы – созданные соглашением субъектов формально определенные правила, регулирующие межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемые юридическим механизмом охраны.

Международно-правовая норма должна отвечать следующим требованиям: 1) регулировать отношения между субъектами международного права; 2) быть юридически обязательной для субъектов этого права; 3) носить общий характер. Первое требование является общим для всех норм, а не только для международно-правовых. Во втором – под обязательностью следует понимать юридическую силу, поскольку собственной обязательной силой обладают и неправовые нормы. Третье требование означает, что норма должна быть рассчитана на неопределенное число случаев, а не представлять собой индивидуальное решение.

Приняв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию норм международного права:

1) по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы;

2) по сфере действия – универсальные (образующие общее международное право), региональные, партикулярные (локальные);

3) по юридической силе – императивные и диспозитивные;

4) по функциям в механизме международно-правового регулирования – материальные и процессуальные;

5) в зависимости от способа осуществления – самоисполнимые и несамоисполнимые;

6) по способу создания и форме закрепления – обычные, договорные (конвенционные), нормы решений международных организаций.

Учитывая многообразие документально подтвержденных норм международного права, их разную роль в международно-правовом регулировании в западной доктрине (в настоящее время эта позиция поддерживается многими юристами-международниками) все нормы международного права принято классифицировать на нормы, относящиеся к «твердому праву» (hard law) и «мягкому праву» (soft law). «Твердое право» включает договорные и обычные нормы, устанавливающие конкретные права и обязанности субъектов международного права. Термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных нормативных явлений: особого вида норм международного права, которые в отличие от «твердого права» не создают четких, конкретных прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать; и неправовых международных норм - их обязательная сила и механизм действия носят морально-политический характер.

 

3. Иерархия норм международного права и ее особенности.

Взаимосвязь и взаимодействие международно-правовых норм обуславливаются существованием определенной иерархии в рамках единой системы. Иерархия норм, установление их соподчиненности - еще один признак системы. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.

Наверху системы находится комплекс императивных норм (jus cogens – «неоспоримое право»), т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию. Они выражают коренные интересы всего сообщества, поэтому им придана высшая юридическая сила. Они могут создаваться и изменяться только сообществом в целом и имеют особый механизм обеспечения, поскольку последствия в связи с нарушением обязательств, вытекающих из таких норм, не могут быть такими же, как в связи с нарушением обязательств, вытекающих из норм, отклонение от которых допустимо на основе конкретных соглашений.

Основные виды иерархии международно-правовых норм: общая (генеральная) и договорная (специальная). Существуют также критерии системности норм международного права, такие, как непротиворечивость норм, взаимосвязь генеральных и специальных норм, уточняющих генеральную, взаимосвязь предшествующих и последующих норм с аналогичным предметом регулирования, неретроактивность норм.

 

4. Понятие, виды и основные этапы кодификации международного права.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий: 1) выявление действующих, обычных и договорных норм по вопросу, подлежащему кодификации; 2) ревизия и пересмотр устаревших норм; 3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и потребностей международных отношений; 4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласованном государствами международно-правовом документе: договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руководстве по практике. Таким образом, кодификация сопровождается прогрессивным развитием международного права.

Под кодификацией и прогрессивным развитием международного права понимается систематизация и совершенствование норм международного права с целью выявления содержания, изменения, исключения устаревших норм и разработка новых норм международного права и закрепление их в едином нормативном акте, регламентирующем какую-либо отрасль международного права. Существует два вида кодификационной деятельности.

Официальная кодификация в настоящее время осуществляется в рамках международных межправительственных конференций и организаций, обладающих нормотворческой функцией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, Совет Европы, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная проводится в рамках неправительственных организаций и научных учреждений (например, Институт международного права, Ассоциация международного права), неправительственными правозащитными организациями.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепенная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит ООН. Кодификационный механизм ООН включает главные органы ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС), специальные кодификационные органы, действующие на постоянной основе (Комиссия международного права, Комитет по мирному использованию атомной энергии), временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные для разработки проекта конкретной конвенции (например, Специальный комитет по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности).

 

ТЕМА

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

1. Понятие основных принципов международного права, их отличительные особенности и нормативное закрепление.

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Принципы являются наиболее общими правовыми нормами, отражающими установившуюся практику международных отношений и создающими базу для взаимодействия всех субъектов международного права. Основные принципы – это юридически закрепленные начала международного права, имеющие универсальный характер и являющиеся критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

Основные принципы международного права - особая совокупность норм, обладающая рядом специфических черт.

1. Это руководящие начала (фундамент) современного международного правопорядка.

2. Они имеют универсальную сферу действия, ориентированы на все международное сообщество.

3. Они носят императивный характер норм jus cogens, пользуются приматом относительно всех остальных норм системы международного права. Вследствие этого эти принципы международного права являются критерием законности всей его системы, критерием правомерности любой его нормы и в силу этого защищаются наиболее жесткими мерами принуждения.

4. Принципы принимаются и признаются в таком качестве международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, обеспечивающим представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

5. Принципы в исключение из правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, позволяющую им распространять свое действие на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до объявления такой нормы недействительной и не признания связанных с ней последствий.

6. Все основные принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Основные принципы международного права закреплены, прежде всего, в Уставе ООН (ст.2, ст. 1, преамбула) и принятой в его развитие Декларации о принципах международного права ООН1970 года. Хотя принципы и отличаются стабильностью, их содержание эволюционирует, современная трактовка дается в последующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, региональных международных документах.

Так, в Заключительном акте СБСЕ 1975 года нашли отражение 10 основных принципов международного права. Кроме перечисленных в Уставе ООН, в Декларации получили закрепление в дополнение к 7 принципам Устава ООН еще 3 принципа: принцип территориальной целостности государств, принцип нерушимости государственных границ, принцип уважения прав человека и его основных свобод.

Вышеуказанный перечень основных принципов не является раз и навсегда определенным, неизменным. Возрастание роли международно-правового регулирования, появление глобальных проблем неизбежно ведут к увеличению их числа.

 

2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности.

К принципам, непосредственно относящимся к поддержанию международного мира и безопасности, относятся: принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях, принцип невмешательства во внутренние дела государств, принцип мирного разрешения международных споров, принцип территориальной целостности государств, принцип нерушимости государственных границ.

Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций (п.4 ст.2 Устава ООН).

Как следует из формулировки ст.2 п.7 Устава Организация не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава».

В соответствии с принципом мирного разрешения международных споров государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по их собственному выбору. В поисках урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Примерный перечень мирных средств разрешения споров содержится и в Уставе ООН (гл.VI).

Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств. Заключительный акт СБСЕ 1975 года содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип нерушимости государственных границ был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 года: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Они обязались воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. В то же время была предусмотрена возможность изменения государственных границ в соответствии с международным правом, мирным путем по договоренности.

 

3. Общие принципы международного сотрудничества.

К общим принципам сотрудничества можно отнести: принцип суверенного равенства государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств, принцип сотрудничества государств, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип уважения прав человека и его основных свобод.

Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части: уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях, объединенных в одно целое в ст.2 п.1. Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что суверенитет может существовать только в условиях равноправия. Основное назначение указанного принципа – обеспечение равного участия всех государств в международных отношениях, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. В процессе развития рассматриваемого принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Содержание принципа сотрудничества изложено в Декларации 1970 г.: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов…».

Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло в Уставе ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов». Элементами права на самоопределение являются: а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое должно уважаться всеми государствами; б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне; в) оно означает возможность выбора между внутренним самоопределением (в рамках данного государства), отделением данного народа с созданием собственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора политического статуса; г) оно означает выбор пути экономического, социального и культурного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбора социально-экономического строя.

Основное содержание принципа уважения прав человека в соответствии с положениями Заключительного акта СБСЕ 1975 г. сводится к следующему: государства-участники обязуются уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они «будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития».

ТЕМА

ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

1. Понятие и виды источников международного права.

Если создание норм международного права можно определить как процесс, то источники международного права – конечный его результат. Исходя из формального определения источники – это те формы, в которых выражаются нормы права. Формой воплощения норм международного права являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций. Эти официально-юридические формы существования международно-правовых норм именуют источниками международного права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в т.ч. международного права.

В доктрине международного права нет единого подхода по вопросам классификации источников. Согласно советской доктрине все источники международного права подразделялись на: основные (международный договор и международный обычай) и вспомогательные (акты международных организаций, международных конференций и совещаний). Западная доктрина исходит из существования т.н. «твердого» права (договор и обычай) и «мягкого» права (резолюции международных организаций, решения международных судов, т.н. политические или моральные нормы).

В силу сложившейся традиции, в процессе изучения источников международного права в формальном (юридическом) смысле принято отталкиваться от ст. 38 Статута Международного Суда ООН в ее современной интерпретации. В указанной статье проводится достаточно четкое разграничение между источниками международного права как таковыми, с одной стороны, и т. н. вспомогательными средствами, призванными способствовать выявлению международно-правовых норм и уяснениюих содержания, с другой.

Договор и обычай являются универсальными источниками, их юридическая сила вытекает из общего международного права. В отличие от этого правотворческие решения международных организаций являются специальными источниками. Их юридическая сила определяется учредительным актом соответствующей организации.

 

2. Международный договор как источник международного права.

Договор является формой, воплощающей соглашение участников относительно содержания и обязательной силы содержащихся в нем постановлений. Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом».

Особенности международного договора как источника международного права:

1) Основная особенность договора заключается в его форме. Он обладает преимуществами писаного права.

2) Важным качеством договора является стабильность его содержания. Потому они обеспечивают достаточно высокий уровень предсказуемости поведения участников, что чрезвычайно важно для международного правопорядка.

3) В процессе разработки договора на равной основе участвуют все заинтересованные государства, отстранение от участия любого из них незаконно. Каждое государство самостоятельно решает вопрос о принятии договора, в случае непринятия оно не будет связано его постановлениями.

4) В современных условиях существенное значение в создании международных норм приобретает фактор времени, и договорный процесс нередко имеет в этом плане заметные преимущества перед формированием обычных норм.

5) Многие важнейшие области сотрудничества носят сугубо договорной характер, н-р, вопросы безопасности, разоружения. Кроме того, развитие специализированного сотрудничества требует специализированного права (воздушного, космического, транспортного и др.), которое является преимущественно договорным.

6) Определенность договорных норм облегчает их применение, а также контроль за их осуществлением. Особая государственная процедура оформления согласия на обязательность договора (ратификация и др. способы) придает договорным нормам дополнительный авторитет во внутригосударственной сфере, облегчает их взаимодействие с национальным правом.

Любой международный договор независимо от количества участников (многосторонний и двусторонний) является источником международного права. Разница между этими двумя видами договоров состоит в том, что одни (договоры-законы) призваны создавать нормы общего международного права, а другие (договоры-сделки) – нормы с ограниченной сферой действия.

Международный договор является источником международного права (правотворческим) если он создает право, устанавливает норму, применимую к неопределенному числу случаев. Такими актами могут быть и двусторонние договоры. В отличие от вышеупомянутых договоров договор-контракт прекращается сразу же после его исполнения. Такой договор не является источником международного публичного права, но является источником международного частного права. Т.е. для определения договора как источника международного права имеет значение его содержание.

 

3. Международный обычай как источник международного права.

Международный обычай, как и международный договор, - основной источник международного права. Определение международного обычая впервые дано в ст.38 Статута Международного суда ООН: «это доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы». Следовательно, составными частями обычая, согласно Статуту, являются:

1) практика, иначе говоря, существование сложившегося в практике государств правила поведения, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий;

2) признание этого правила в качестве международно-правовой нормы (opinio juris), т.е. признание этой практики в качестве юридически обязательной.

Природу международного обычая характеризуют три основные элемента: постоянство, всеобщность, длительность. Речь в данном случае идет о том, что та или иная практика, применяемая субъектами международного права, способствует формированию обычая лишь тогда, когда она носит всеобщий характер и применяется в течение продолжительного времени.

Признание opinio juris может быть дано в ясно выраженной форме заявления или другого официального акта. Но наиболее распространенной является форма молчаливого или подразумеваемого признания. При формировании норм общего международного права основную роль играет отсутствие протеста. Согласие с региональной или специальной обычной нормой должно быть явно выраженным.

Обычная норма общего международного права должна быть принята большинством государств, обеспечивающим представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира, т.е. международным сообществом в целом. Региональные и специальные обычные нормы принимаются с согласия всех непосредственно заинтересованных государств или организаций.

Соотношение и взаимодействие международного договора и обычая в процессе нормообразования. Международный договор закрепляет существующие обычные нормы. Заключение договора (прежде всего, универсальных конвенций) - это закрепление обычая. Но это не ведет к уничтожению последнего, так как для государств - неучастников международного договора его положения продолжают действовать в качестве обычных норм. Международный договор, в свою очередь, может служить отправным моментом для формирования обычного права. Государство, не выразившее своего согласия на обязательность для него международного договора, может пользоваться им в своей практике и закреплять в законодательстве отдельные положения этого договора. Тогда эти положения имеют характер обычно-правовых норм. Прекращение договора не дает оснований для отказа соблюдать обычную норму, которая была зафиксирована таким договором. Поэтому новый договор может быть источником обычного права. Нормы договора применяются наряду с обычными нормами. Следовательно, одна и та же норма может быть для одних государств договорной, для других обычной.

 

4. Роль актов международных организаций, международных конференций в процессе нормообразования. Вспомогательные средства для определения правовых норм.

Наряду с традиционными источниками международного права на процесс нормообразования могут влиять акты международных конференций и решения международных межправительственных организаций. Многие из них оказывали и продолжают оказывать большое влияние на международный нормотворческий процесс. И хотя акты международных конференций, как и решения международных организаций, вряд ли можно отнести к непосредственным источникам международного права, они, без сомнения, способствуют модернизации существующих и формированию новых международно-правовых обычаев, ориентируют государства на заключение новых международных договоров.

К вспомогательным средствам для определения правовых норм согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН относятся «судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций».

Статут Международного Суда ООН прямо отвергает концепцию судебного прецедента, устанавливая в ст.59, что «решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу». Международные суды как любые правоприменительные органы лишь применяют, а не создают международно-правовые нормы. Их решения не являются частью процесса создания или изменения норм международного права, хотя и оказывают на него влияние. Так, международные суды выявляют обычные нормы международного права, своими решениями могут положить начало формированию обычных норм международного права.

Немаловажным фактором, оказывающим влияние на процесс нормообразования является доктрина международного права, которая способствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. Особое значение имеет коллективное мнение юристов различных стран. Оно находит выражение в документах таких общественных организаций, как Ассоциация международного права, Институт международного права и др. В международных органах, занимающихся подготовкой проектов конвенций, значительное число членов составляют профессоры международного права (например, Комиссия международного права ООН).

 

5. Новые тенденции в международном нормотворчестве.

Большинство международных организаций по вопросам, входящим в их предметную компетенцию, принимают резолюции-рекомендации. Но отдельные решения некоторых международных организаций, принимаемые в пределах своей предметной компетенции, могут носить иной характер. Так, например, некоторые специализированные международные организации могут вырабатывать регламенты (правила), стандарты в пределах своей компетенции (ИКАО, ВПС, ВОЗ). В отличие от резолюций эти административные правила, стандарты носят обязательный характер для государств-членов международной организации. Предусмотрен и различный порядок принятия таких актов: резолюции принимаются путем голосования (простым или квалифицированным большинством), для стандартов, правил голосование не является окончательным этапом, далее необходимо подтверждение согласия государств на их обязательность, что характерно для заключения договоров. Поэтому существуют мнения о том, что деятельность международных организаций приближается к нормотворчеству государств. А такого рода акты международных организаций многие ученые рассматривают в качестве специальных источников международного права.

В развитии международной нормативной системы проявляется тенденция к росту роли политических, моральных и организационных норм. Это ни в коей мере не означает вытеснения правовых норм, без усиления позиций которых система в целом не может нормально функционировать.

Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например, в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, резолюциях международных совещаний, организаций, конференций, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений. Сегодня удельный вес и значение такого рода норм возрастает, особенно политических норм, принимаемых в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

По своей природе политические нормы также представляют собой согласованную волю государств и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы международного права. Но от последних они отличаются тем, что, согласовав значение правила, государства придали ему не юридическую, а политически обязательную силу. Сегодня большинство ученых считает, что документы ОБСЕ являются разновидностью международных обязательств, носят нормативный характер, но не являются международно-правовыми, т.е. источниками международного права. Эти обязательства имеют морально-политический характер. В случае нарушения международно-правовой нормы приводится в действие международно-правовой механизм защиты, хотя может быть задействован и политический. А при нарушении политической нормы действует лишь политический механизм (отрицательная реакция государств и международных организаций, реторсии). Таким образом, новой тенденцией в развитии международного нормотворчества является то, что государства берут на себя международные обязательства, не придавая им силы международного договора, а исходя из политических соображений.

 

ТЕМА