Моделях менеджмента

Социокультурные различия в международных

 

Исторически международная практика менеджмента выработала три модели организации управленческой системы в компании: американскую, японскую и европейскую. Каждая из них имеет свои социокультурные отличия и принципы организации процесса руководства.

Американская модель управления сформировалась на рубеже XIX–XX вв. в период технологического бума. Модель строится на принципе, что успех фирмы зависит от внутренних факторов. Основное внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. Внешние факторы, влияющие на организацию, уходят на второй план. Преобладает высокая специализация работников и подразделений и жесткое разграничение обязанностей.

Решения в компании зачастую принимаются индивидуально, а руководство отвечает за деятельность подчиненных. Кадры являются достаточно мобильным капиталом, поощряется конкуренция между работниками, но это осложняет их работу в команде.

Преобладает жесткая иерархия управления, присутствует разграничение стратегического и оперативного управления по уровням власти. Четко работает принцип единоначалия. В законодательном оформлении отношений с сотрудниками превалирует трудовой договор на несколько лет. Внедрен комплексный контроль качества.

Достоинствами этой модели являются снижение времени подготовки работника, его высокая квалификация, выделение неквалифицированного труда, а также хорошие перспективы карьерного роста. В качестве недостатков выступают снижение гибкости при изменении производственных заданий, снижение мотивации, рост утомления и прогулов как следствие чрезмерной монотонности, потеря эффективности структуры управления в крупных предприятиях, ориентация на краткосрочные результаты, рост бюрократии и трансакционных издержек. Данная модель является наиболее распространенной в мире.

Японская модель управления сформировалась в начале 60-х годов XX в. параллельно с возникновением экономического феномена «японского чуда». Модель строится прежде всего на принципе уважения к человеку и на его единстве и целостности с компанией. Черты данной модели можно объединить в три группы:

1) пожизненный найм, династии;

2) дух команды;

3) система «ринги».

Система пожизненного найма предполагает деление работников на постоянных и временных, «привязку» постоянных работников к одной компании на время всего их трудовой пути и повторный найм людей, вышедших на пенсию.

Дух команды воспитывается и даже насаждается. Компания стремится к единству и гармонии между работниками. Уход из компании расценивается как измена. Преобладает групповой подход в работе, ориентация в работе носит долгосрочный характер. Поощряется совместный отдых и проведение праздников с коллегами.

Система «ринги» заключается в групповом обсуждении возникающих проблем и получении согласия на решение путем опроса.

Фирма действует через убеждения, ведущие к формированию единых корпоративных этических ценностей. Широко используется скорее косвенный, чем прямой контроль, основанный на доверии, что сочетается с сильной корпоративной культурой. Также обеспечивается возможность неспециализированной карьеры в пределах фирмы, чему способствует сильная собственная образовательная система. Компания стремиться к повышению разнообразия работ и личному стимулированию работников. В теоретическом плане эта модель заложила основу теории «Z» и «принципов J».

Европейская модель управления предполагает эффективную и скромную власть, ставящую во главу угла интересы человека. В качестве характерных черт модели можно назвать:

1) предприятие рассматривается как закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны;

2) рост масштабов производства продукции является главным фактором успеха и конкурентоспособности;

3) производство должно быть организованно-рациональным и обоснованно-научным, что приводит к эффективному использованию всех ресурсов;

4) главным источником прибавочной стоимости является производственный рабочий и производительность его труда;

5) система управления строится на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы. Присутствует высокий контроль качества. Отмечается высокий уровень развития законодательной базы по контролю качества.

Европейские компании предоставляют много рабочих мест и предпочитают нанимать высококвалифицированных рабочих.