В мультинациональной среде

Социокультурные аспекты управления организацией

 

Современная деловая среда характеризуется ростом культурного разнообразия ее участников. Все больше компаний и организаций дальнего и ближнего зарубежья осуществляют свою деятельность в России. Успешный менеджмент в мультикультурной среде – как в России, так и за ее пределами, предполагает знание и использование специфики региональных деловых культур, особенностей деловых коммуникаций основных регионов мира.

Мультинациональные коммуникации становятся все более значимой сферой в деловой среде. Рост внимания к этой сфере обусловлен рядом факторов:

1.Глобализация бизнеса (т.е. обретение бизнесом общемировых масштабов), начавшаяся в 1970-х годах и резко ускорившаяся в 1980-х.

2.Разрушение коммунистического лагеря в СССР и Восточной Европе, падение железного занавеса в России и рост вовлечения российских деловых, общественно-политических, академических, художественно-культурных кругов в международный обмен ресурсами.

3. Рост взаимозависимости различных регионов мира друг от друга в условиях неравномерного распределения природных, индустриальных, технологических, интеллектуальных ресурсов.

4. Сокращение пространства и времени коммуникаций на базе мгновенных электронных технологий передачи информации, развитие Интернета и его ресурсов, телефаксной и видеосвязи.

Известно, что по критерию границ или масштабов операций бизнес можно идентифицировать как:

• национальный (ведется в границах одной страны, например, в России);

• региональный (ведется в масштабах регионов мира – Западноевропейского, Азиатско-Тихоокеанского);

• глобальный (бизнес имеет штаб-квартиры в нескольких регионах мира одновременно).

В рамках деловой среды каждого уровня существует своя собственная деловая культура как система ценностных ориентаций, отношений и поведенческих норм. В условиях глобализации деловой среды национальные и региональные деловые культуры развиваются в направлении глобальной деловой культуры. Аудитории деловых кругов, занятых, потребителей, широкой общественности многих стран постепенно обретают все больше сходства. Поэтому коммуникационный менеджмент имеет тенденцию к унификации в условиях глобализации рынков товаров, труда и капитала.

Описание и оценку культурных различий можно проводить с использованием структурных моделей. Так, модель деловой культуры можно представить в матричной форме, соединяющей два направления: культурно-психологическое, или психографическое (ценности, суждения, поведенческие нормы) и средо-объектные (элементы различных уровней среды – микро-, мезо- и макросред) (табл. 11.1). В клетках матрицы размещаются оценки (коды) значений конкретных объектов среды на ценностном, сужденческом и поведенческом уровне. Оценки определяют приоритеты и содержание утверждений, характерных для конкретной деловой культуры.

Таблица 11.1 - Модель деловой культуры

 

Ценности – это объекты, сущности, рассматриваемые как ценные и значимые. Социальный статус, деньги, семья, образование, религия, здоровье, свобода могут рассматриваться как персональные, жизненно значимые ценности и носить конкурентный характер.

Суждения или верования раскрывают отношения людей к различным объектам среды и также предопределяют специфическое поведение. Суждения по одному и тому же объекту представителей различных культур могут существенно различаться.

Поведенческие нормы – это модели действий или поступков, типичных в конкретной ситуации. Так, например, в одной и той же ситуации (подготовка заключения соглашения, конфликт или торжественное мероприятие) американские и японские бизнесмены часто ведут себя по-разному.

Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Другими словами, можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми) или между отдельными людьми.

Межличностный уровень коммуникации. Поведение каждого человека определяется системой общественных отношений и культурой, в которые он включен. Каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, но эти правила обусловлены его социокультурной принадлежностью. В непосредственном общении представители различных культур должны преодолевать не только языковые барьеры, но и барьеры, носящие неязыковой характер и отражающие этнонациональную и социокультурную специфику восприятия окружающего мира, национальные особенности мышления, специфические мимические и пантомимические (кинесические) коды, используемые носителями различных лингвокультурных общностей.

Межкультурная коммуникация в малых группах принимает разные формы: запланированных переговоров, например, между представителями правительственных учреждений или деловых организаций стран с различной культурой, незапланированного общения, например, во время туристических посадок, на конференциях или на академических семинарах. В процессе коммуникаций участники дискуссий не должны пытаться изменить свои культурные ценности или культурные ценности своих партнеров и тем самым открыть путь к согласию. Напротив, гораздо корректнее решать проблемы так, чтобы никто не выходил за рамки собственной культуры.

Межкультурная коммуникация в больших группах. В случаях, когда межкультурная коммуникация осуществляется между большими группами людей, выделяют этнический и национальный уровни коммуникации. Этнический уровень межкультурного взаимодействия наблюдается между локальными этносами, этно-языковыми, историко-этнографическими (по общности духовной культуры), этноконфессиональными и другими общностями. Во взаимодействии культур на этническом уровне отчетливо проявляются две тенденции. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному культурному обмену и обогащению, а с другой – сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к закреплению этнической специфики. Национальный уровень межкультурной коммуникации возможен при наличии национального единства, возникающего как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственно-политическое объединение.

Выделяют следующие формы межкультурных связей: аккультурацию, культурную экспансию, культурную диффузию, культурный конфликт.

Аккультурация– представляет собой одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-«реципиента») перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-«донора»). В процессе аккультурации в качестве культуры-«донора» и культуры-«реципиента» одновременно выступают обе (или больше) взаимодействующие культуры, хотя степень их влияния друг на друга может быть неодинаковой и, кроме того, представители одной культуры могут полностью принимать ценности другой, отвергать их либо подходить к ним селективно, избирательно.

Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает следующие четыре основные стратегии аккультурации:

• ассимиляция – человек полностью принимает нормы и ценности иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей;

• сепарация – отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой;

• маргинализация – это одновременно потеря идентичности с собственной культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства;

• интеграция – идентификация как со старой, так и с новой культурой. Культурная экспансияпредставляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Культурная экспансия отчетливо проявилась в период колониального раздела Азии и Африки. Политика колониального управления накладывала ограничение на автохтонные культуры (запрещая применение местных языков в высших сферах колониальной власти), вела к сужению диапазона их функционирования и замедляла их развитие.

Культурная диффузиякак форма межкультурных связей представляет собой взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). В отличие от культурной экспансии, носящей преимущественно однонаправленный характер, культурная диффузия – дву- или многонаправленный процесс, зависящий от количества взаимодействующих культур, распространяющих свои ценности на другие культуры. Его механизмами служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, войны, торговля, торговые выставки и ярмарки, научные конференции, обмен студентами и специалистами и т.п.

Различают два направления культурной диффузии:

• горизонтальное распространение культурных новшеств наблюдается между равными по статусу группами (например, проникновение элементов городской культуры в сельскую местность);

• вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, ею называют стратификационной культурной диффузией (заимствование аристократией элементов простонародного говора). Результатом становится культурная интеграция, когда происходит объединение различных частей взаимодействующих культур в некую целостность, обеспечивающую их взаимосвязь.

Культурный конфликткак форма межкультурных связей предполагает столкновение субъектов культуры – носителей различных культурных ценностей и норм. Выделяют несколько видов культурных конфликтов:

• между различными этическими группами и их культурами (русскими и представителями кавказских этносов, армянами и азербайджанцами, американцами и индейцами и др.);

• между религиозными группами, представителями различных религий или течений внутри отдельных религий (религиозные войны в Европе);

• между поколениями, носителями разных субкультур (конфликт отцов и детей);

• между различными частями единой нормативной системы доминирующей культуры, например, в рамках одного общества могут сосуществовать группы, по-разному относящиеся к вопросам допущения или недопущения разводов, добрачных сексуальных связей или абортов и т.п.);

• между традициями и новациями в культуре;

• между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями, возникающие вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок.

Типы восприятия межкультурных различий:

1.Отрицание различий культур – основано на уверенности в том, что все люди в мире разделяют (или обязаны разделять) одни и те же убеждения, установки, нормы поведения, ценности.

2.Защита собственного культурного превосходства – в основе лежит признание существования других культур, но при этом складывается устойчивое представление о том, что ценности и обычаи чужой культуры представляют угрозу привычному порядку вещей, мировоззренческим устоям, сложившемуся образу жизни. Это достаточно активная (порой агрессивная) позиция, реализующаяся в утверждении непременного собственного культурного превосходства и пренебрежении к другим культурам.

3.Минимизация культурных различий – признание возможности существования инокультурных ценностей, норм, форм поведения и поиск общих объединяющих черт.

4.Принятие существования межкультурных различий – характеризуется знанием другой культуры, в целом благожелательным к ней отношением, не предполагающим вместе с тем активное проникновение в инокуль-турную среду.

5.Адаптация к новой культуре – позитивное отношение к другой культуре, восприятие ее норм и ценностей, умение жить и действовать по ее правилам при сохранении собственной культурной идентичности.

6.Интеграция и в родную, и в новую культуры – тип реакции поликультурной личности, интериоризирующей инокультурные нормы и ценности в такой степени, в которой они начинают восприниматься как свои собственные, родные.

Очевидно, что преодоление конфликтов и повышение эффективности межкультурных связей, общения между людьми и организациями различных культур (субкультур, национальностей и т.д.) связаны как со знанием языка партнера по коммуникации, так и с пониманием и учетом социокультурного фактора. Речь идет о необходимости глубокого и тщательного изучения не только языка, но и жизненного мира партнера в широком этнокультурном и социальном смысле слова, его образа жизни, национального характера, менталитета и т.д.

Успешное ведение менеджмента в мультинациональной среде требует знания основных характеристик и специфики взаимодействующих культур. Знание культурных особенностей позволяет оценивать, прогнозировать и управлять поведением различных групп общественности – партнеров, занятых, инвесторов, потребителей, госчиновников, местной общественности в отношении компании в мультикультурной среде.