Многонациональных коллективах

Этнопсихологические особенности управления в

МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

 

Существует большое разнообразие методик организации команд; все они апробированы в мультинациональных корпорациях. Основной принцип при создании команд состоит в том, чтобы все участники вместе преодолевали определенного рода трудности, помогали друг другу сообразно способностям каждого, используя при этом имеющиеся под рукой средства. В интернациональных командах происходят любопытные вещи. Индивиды стремятся поставить на службу команде свои личные умения – практические, психологические, а иногда даже интуитивные.

Работа плечом к плечу в течение длительного периода позволяет наблюдать не только иностранные поведенческие стереотипы, но и некоторые кроющиеся за ними рассуждения. Кроме того, по ходу дела у вас появляется возможность переоценить собственные действия и представления. Разговорчивый итальянец, возможно, раздражающий сначала, может выполнить в группе функцию социального посредника. Обескураживающе углубленный в себя, непроницаемый японец, тихо сидящий в углу, способен позднее напомнить группе об упущенных ею возможностях. Проворный американец кого угодно доставит в ресторан вовремя, надменный француз выберет для вас нужное вино, а озабоченный немец обеспечит вам микроавтобус и достанет зонтик, когда пойдет дождь.

Здравый смысл, хорошие манеры и взвешенность суждений – вот средства, позволяющие избежать раздражения ваших партнеров. Если мы смиримся с тем, что некоторые вещи в будущем останутся на своих местах (американская напористость, немецкая серьезность, французское чувство собственного превосходства, японская невозмутимость, русская сентиментальность), то сможем прийти к мысли о том, что эти самые черты внесут положительный вклад в общие усилия команды. И исходя из этого, управление такими коллективами стоит строить, опираясь на лучшие стороны друг друга. Например, американское воодушевление, обуздываемое тщательным немецким планированием и контролем, могло бы оказаться чрезвычайно эффективным. Испанцы тяжелы на подъем, но умеют хорошо завершать дело, часто обнаруживая выносливость и энергию в ночное время. Итальянцы обычно хорошие дельцы, они находят способы «сделать бизнес» тогда, когда другие не замечают открывающихся возможностей и оказываются в тупике. Управляющие в таких опытных мульти-национальных компаниях как IBM, «Unilevel», ABB, умело используют сильные стороны каждого. Так, например компания «Unilevel» выбрала индейца на пост управления маркетинговой деятельностью в Южной Америке. Этот одаренный острым восприятием управленец был назначен на эту должность благодаря его этнопсихологическим особенностям – ориентированности на людей, умению вести переговоры и сердечности.

Таким образом, стоит еще раз подчеркнуть важность знания о культурных особенностях представителей многонационального коллектива, так как это определяет как само управление: стиль, структуру, так и неразрывно с этим связанное создание многонациональных команд.