Процесс принятия решения
Типы проблем и методы подготовки управленческих решений
Проблема– это различие между настоящим и желаемым состоянием объекта. Характеристика типов проблем приведена в табл. 4.2.
Табл.4.2 – Типы производственных проблем и методы их решения
Строгого разграничения между названными группами проблем не существует. Многие новые проблемы вначале кажутся неструктуризованными, но по мере их анализа переходят в группу структуризованных, а возможны и ситуации, когда на первый взгляд проблема кажется простой, а анализ может убедить нас в обратном.
Исследование процесса принятия решений путем последовательного разбиения его на подпроцессы показало, что процесс формирования решения представляет собой последовательный ряд одних и тех же этапов или действий, в результате осуществления которых вырабатывается эффективное решение. Разные авторы выделяют различное количество этапов. Например, профессор П.В. Шеметов определил и описал следующие семь этапов.
Выявление проблемы (рис. 4.2). Любое решение связано с той или иной проблемой, которая встает перед органом управления. Признаки, по которым можно судить о том, что существуют определенные проблемы, требующие решения, можно разделить на две группы:
1) принятое и реализованное ранее решение не дает ожидаемого результата;
2) возникли новые внешние и внутренние условия, которые ведут к изменению цели.
Рис. 4.2 - Модель этапа обнаружения проблемы
Анализ причин и постановка диагноза (рис. 4.3). Это означает определение природы причин, помешавших достижению поставленных целей. Эти причины могут быть объединены в три группы:
• первоначальный план действий был неудовлетворительным;
• план действий был хорошим, но его реализация оказалась неудовлетворительной;
• процессы как во внешней, так и во внутренней среде коренным образом изменились, так что текущие действия уже не отвечают новым требованиям, необходима смена целей.
Рис. 4.3 - Модель этапа анализа причин и постановки диагноза
Поиск решения проблемы (рис. 4.4). Можно выделить четыре вида ответных решений на отрицательные факторы, порождающие проблемы:
• устранение причин;
• изменение характера причин;
• нахождение лучшего способа приспособления к среде;
• уход из данной ситуации.
Рис. 4.4 - Модель этапа поиска решения проблемы
Сущность решаемых на данном этапе задач состоит в определении совокупности (набора) различных альтернатив. Главное – это набрать максимально возможное количество альтернатив и вариантов решений.
Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения. Необходимо из всей совокупности решений отобрать наиболее эффективное с точки зрения функционирования системы. Здесь основные процедуры – это установить критерии отбора, осуществить ранжирование критериев и провести сравнение альтернатив, выбрать наилучшие из них.
Согласование решения (рис. 4.5) – это выявление реакции смежных подсистем на решение в определенной локальной подсистеме и согласование целей и интересов.
Рис. 4.5 - Модель этапа согласования решения
Утверждение решения (рис. 4.6) – это одобрение его лицом или лицами, которые имеют или которым официально на это дано право. Существует иерархия уровней управления, в результате которой осуществляется делегирование полномочий по утверждению отдельных решений сверху вниз.
Реализация решения. В практике управления часто этому этапу не уделяют внимания. Отсюда – хорошо и тщательно продуманные решения остаются нереализованными, что и является одной из причин порождения проблем.
Рис. 4.6 - Модель этапа утверждения решения
Во всех случаях, когда возникают нестандартные ситуации, рассмотренная выше технология принятия стандартного решения должна быть модернизирована.