Роль решения в управлении

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Тема 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА

 

 

Центральным моментом процесса управления является акт принятия решения. Решения порождают управляющую информацию, которая доводится до исполнителей в форме заданий, планов, нормативов, команд и служит для них импульсом к целенаправленным и координированным действиям.

Решение – это реакция органа управления, направленная на эффективное достижение результата. Осмысленный акт непринятия решения есть тоже решение.

Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют пять функций управления (планирование, организация, регулирование, контроль и мотивация), они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них.

Управление – это цепь непрерывно принимаемых решений. Таким образом, процесс управления можно представить в виде схемы (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1 - Управление как процесс принятия управленческих решений

 

Здесь процесс управления состоит из трех блоков:

М – создание модели объекта управления на основе поступающей от него информации; Р – разработка и утверждение управленческого решения; В – выполнение принятого решения.

Блок «В» воздействует на вход производственной системы, обеспечивая тем самым изменения, запланированные органом управления.

Управленческое решение имеет информационную природу и нацелено на поддержание бесперебойности производственного процесса. Решение на входе задает нормы, планы и в случае отклонений способствует возвращению системы на избранную траекторию или обеспечивает поиск другого пути, в конце которого, тем не менее, будет стоять изначально определенная цель. Таким образом, управленческое решение является элементом обратной связи, позволяющей системе достичь установленной цели.

Управленческое решение несет в себе информацию не только о конечном целевом пункте, но и о способе его достижения. Следовательно, управленческое решение тесно связано с управленческим контролем: с одной стороны, с управленческим контролем, с другой – с управляющим воздействием. Поэтому управленческое решение не может ограничиться только теоретическим решением проблемы, оно также определяет, как реализовать принятое решение и как проконтролировать его выполнение.

Каждая проблема требует определенных методов и видов решений. Решения можно классифицировать по различным признакам (табл. 4.1).

Таблица 4.1 - Виды решений

 

Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно разделить на две группы: запрограммированные и незапрограммированные.

Нобелевский лауреат Г. Саймон использовал термин «запрограммированные», заимствованный из языка компьютерной технологии, для описания решений, в высокой мере структурированных. Запрограммированное решение есть результат реализации определенных шагов, подобно тем, что предпринимаются при решении математического уравнения, когда число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, менеджер должен разработать процедуру принятия решения. Например: какие рынки лучше осваивать в следующем году, какая кандидатура из сотрудников лучше подходит на должность руководителя подразделения. При незапрограммированных решениях возможно много альтернатив.