Смысл и назначение миссии организации

И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 2. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Любое предприятие является открытой системой, поэтому оно может существовать только в том случае, если будет удовлетворять какую-либо потребность во внешней среде. Основная общая цель предприятия называется миссией.

Мисcию можно рассматривать в широком и узком смысле слова. При широком понимании миссия трактуется как философия и предназначение существования организации. Философия фирмы показывает ее ориентиры, принципы и ценности, которые, в свою очередь, определяют характер, стиль существования. Философия организации меняется очень редко.

Разработка философии предприятия должна предшествовать формированию его стратегии. Для этого руководители и акционеры должны ответить на ряд вопросов: как предприятие определяет свое место в рыночной сфере; какие цели исповедуют его управляющие; какова его организационная структура; что преобладает в методах управления; каким образом эти ценности поддерживаются и распространяются.

В узком смысле слова миссия – это сконцентрированное выражение смысла, причины существования организации. Миссия конкретной организации несет в себе ее уникальность, неповторимость, отличие от других, ей подобных. В этом смысле слова миссия может меняться в зависимости от качественного характера изменения внутренней и внешней среды организации. Но это происходит весьма редко, так как миссия не должна меняться вследствие краткосрочных проблем.

Миссия – это общая, главная цель организации, объединяющая все аспекты ее деятельности и провозглашающая то, чему хочет себя посвятить. Миссия определяет статус фирмы, дает направления для формулировки путей ее развития на различных уровнях. Масштабы деятельности фирмы, вид продукции, тип рынка конкретизируются миссией.

Миссия является основой стратегического управления. При этом менеджеры должны одновременно учитывать и цели и стратегические приоритеты организации.

Миссия должна отражать некий образ-символ организации как для всего персонала, так и для ее клиентов. Миссия – это краткое, ясное, четкое формулировка основных направлений деятельности организации, которая мотивирует ее сотрудников.

На первый взгляд может показаться, что общая миссия предпринимательства – максимизация прибыли. Но это не так. Это внутренняя цель фирмы. Фирма – открытая система. Поэтому смысл ее существования должен быть направлен во внешнюю среду, на потребителя. Прибыль, скорее всего, характеризуется как краткосрочная цель. Миссия должна обеспечивать долговременную прибыль: для получения прибыли необходимо удовлетворять какие-либо общественные потребности, производить нужную продукцию, услуги, максимально соответствующие тому, что нужно потребителю, находящемуся во внешней среде.

Целеполагание в управлении организации должно отражать интересы определенных групп людей, связанных с функционированием организации:

• собственников организации;

• сотрудников;

• потребителей продукции (услуг);

• деловых партнеров;

• местного сообщества;

• общества в целом (государственные институты). Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

• история фирмы, в процессе которой формировались ее философия, профиль и стиль деятельности, место на рынке;

• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

• состояние среды обитания организации;

• ресурсы, которые она может привести в действия для достижения своих целей;

• отличительные особенности, которыми обладает организация. Опытные менеджеры обычно фиксируют следующие основные элементы в разработке миссии:

• основные ценности и убеждения организации;

• продукция или услуги, которые организация будет производить;

• технологии, используемые в производстве;

• стратегические основы развития организации;

• сегмент рынка, который организация предполагает захватить;

• способ вхождения в данный сегмент рынка.

Миссия организации имеет свое назначение:

1) дает субъектам внешней среды общее представление об организации;

2) способствует созданию единого корпоративного духа организации;

3) создает возможность для более действенного управления организацией.

Миссия определяет направления и ориентиры целей, детализируется в них. Миссия формируется высшим руководством, которое ответственно за ее воплощение через постановку и реализацию целей. Результат деятельности организации в рыночной экономике во многом зависит от правильно выбранной миссии. Наиболее универсальной миссией для любого предприятия является как можно более долгое существование на рынке. Такая миссия обусловливает как развитие производства, так и его ориентацию на потребности людей. Миссия должна быть выражена в простых определениях и широко известна персоналу предприятия для обеспечения достижения единства усилий всех работающих. В случае отсутствия общей цели менеджеры и исполнители будут принимать решения, направленные на достижение миссии, верной по их мнению. У каждого сотрудника может выработаться своя миссия, отличная от общекорпоративной. Будут наблюдаться действия, решения на основе различных, несовместимых, нередко конфликтных собственных представлений о целях предприятия.