Социофакторы и этика менеджмента
Социальная ответственность менеджмента– это уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации.
В качестве примеров социальной ответственности можно привести добровольный концерт рок-группы, вырученные средства от которого перечисляются в местные детские дома; или предупреждение населения руководством завода о том, что на следующей неделе будет спуск технически отработанных вод в реку, чтобы люди были осторожны.
Положительным влиянием социальной ответственности на организацию является:
1) благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы;
2) изменение потребностей и ожиданий покупателей;
3) наличие ресурсов для оказания социальной помощи населению;
4) моральные обязательства вести себя социально ответственным образом;
5) положительный имидж компании;
6) многократная эффективность (голосовая народная реклама). Отрицательное влияние социальной ответственности на компанию выражается:
• в нарушении принципа максимизации прибыли;
• в дополнительных расходах на социальную вовлеченность;
• в сложности улавливания обратной связи на действия компании в области гуманизации;
• в недостатке умения у отечественных фирм разрешать социальные проблемы.
В российской практике отмечается повышение уровня социальной ответственности. Организация не может длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте со своим окружением. При этом следует отметить, что социально ответственными должны быть наряду с крупными компаниями и мелкие фирмы.
Этикой управленияназывают процесс, в ходе которого руководитель определяет этические стандарты в отношении возникающих в организации проблем, самостоятельно анализирует эти стандарты и несет личную профессиональную ответственность за принятые решения.
Составляющими этики управления являются:
• ценности, убеждения, мнения людей;
• стандарты и нормы поведения;
• влияние внешней среды;
• поведение людей. Этика отношений в коллективе снижает вероятность возникновения конфликтов. В качестве примеров нарушения этики можно назвать фальсификацию документов, присвоение средств. Причинами расширения неэтичной практики является:
• конкурентная борьба;
• усиливающееся стремление показать прибыль каждые три месяца;
• неудача с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;
• общее снижение значения этики в обществе. Руководитель организации может влиять на этику поведения подчиненных.
Черты этичного руководителя:
• первый приветствует собеседника вне зависимости от его положения;
• обращается к сослуживцам по имени и отчеству;
• обращается на «Вы»;
• ровное отношение;
• осторожно использует слово «я»;
• высказывается кратко и по существу;
• безупречно одет;
выполняет обещания в срок.