Социофакторы и этика менеджмента

 

Социальная ответственность менеджмента– это уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации.

В качестве примеров социальной ответственности можно привести добровольный концерт рок-группы, вырученные средства от которого перечисляются в местные детские дома; или предупреждение населения руководством завода о том, что на следующей неделе будет спуск технически отработанных вод в реку, чтобы люди были осторожны.

Положительным влиянием социальной ответственности на организацию является:

1) благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы;

2) изменение потребностей и ожиданий покупателей;

3) наличие ресурсов для оказания социальной помощи населению;

4) моральные обязательства вести себя социально ответственным образом;

5) положительный имидж компании;

6) многократная эффективность (голосовая народная реклама). Отрицательное влияние социальной ответственности на компанию выражается:

• в нарушении принципа максимизации прибыли;

• в дополнительных расходах на социальную вовлеченность;

• в сложности улавливания обратной связи на действия компании в области гуманизации;

• в недостатке умения у отечественных фирм разрешать социальные проблемы.

В российской практике отмечается повышение уровня социальной ответственности. Организация не может длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте со своим окружением. При этом следует отметить, что социально ответственными должны быть наряду с крупными компаниями и мелкие фирмы.

Этикой управленияназывают процесс, в ходе которого руководитель определяет этические стандарты в отношении возникающих в организации проблем, самостоятельно анализирует эти стандарты и несет личную профессиональную ответственность за принятые решения.

Составляющими этики управления являются:

• ценности, убеждения, мнения людей;

• стандарты и нормы поведения;

• влияние внешней среды;

• поведение людей. Этика отношений в коллективе снижает вероятность возникновения конфликтов. В качестве примеров нарушения этики можно назвать фальсификацию документов, присвоение средств. Причинами расширения неэтичной практики является:

• конкурентная борьба;

• усиливающееся стремление показать прибыль каждые три месяца;

• неудача с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;

• общее снижение значения этики в обществе. Руководитель организации может влиять на этику поведения подчиненных.

Черты этичного руководителя:

• первый приветствует собеседника вне зависимости от его положения;

• обращается к сослуживцам по имени и отчеству;

• обращается на «Вы»;

• ровное отношение;

• осторожно использует слово «я»;

• высказывается кратко и по существу;

• безупречно одет;

выполняет обещания в срок.