Лекция 6 Основные понятия административного права

/. Понятие административного права, его предмет, источники, субъек­ты и принципы. Система административного права.

2. Характеристика административных правоотношений. Виды адми­нистративно-правовых норм и их особенности.

3. Понятие административной ответственности и виды администра­тивных взысканий.

1. Административное право— это отрасль права, которая регули­рует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Слово «ад­министрация» в переводе с латинского означает «управление», поэтому административное право называют управленческим. В широком смысле государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя в более узком (строгом) смысле правительство является высшим органом государственного управления (см. лекцию I).

Органы государственного управления характеризуются тремя основ­ными признаками: . 1) наличием управленческого (административного) аппарата;

2) исполнительно-распорядительной деятельностью этого аппарата;

3) используемой при этом властью.

Роль органов государственного управления заключается втом, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной рабо/ ты, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функ­ционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизыа об­щества в целом.

Функции органов государственного управления:

1) управление различными сферами экономики;

2) выполнение задач по социокультурному строительству;

3) обеспечение общественного порядка и государственной безопас­ности;

4) реализация внешней политики государства, развитие экономи­ческих и иных связей с другими странами.

Предмет административного права:

1)отношения, возникающие в связи с функционированием систе-

мы исполнительной власти на всех национально-государственных и тер­риториальных уровнях Российской Федерации;

2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятель­ности органов государственного и муниципального управления;

3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосу­дарственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Источники административного права:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительства Российской Феде­рации определяется федеральным конституционным законом»).

3. Федеральные законы, содержащие нормы административного права.

4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования.

5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопро­сам государственного управления.

6. Кодифицированные акты (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (с изм. от 25 июня 1998 г.) — КоАП).

7. Приказы и постановления министерств и ведомств.

8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъек­тов Российской Федерации.

9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т. е. городских и районных администраций).

10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной) руководителей подразделений предприятия (учреждения).

Субъекты административного права:

1. Федеральные органы исполнительной власти.

2. Органы местного самоуправления.

3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).

4. Общественные объединения (организации).

5. Государственные служащие (должностные лица).

6. Граждане.

Принципы административного управления:

1. Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности ниже­стоящих органов управления вышестоящим.

2. Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в уп­равлении государством через свободные демократические выборы своих представителей в органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через общественные организации, трудовые коллекти­вы, митинги, забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещен­ные законом.

3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распоряди­тельная деятельность административных органов власти должна осуще­ствляться на основе закона и во имя исполнения закона.

4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между цеп-тральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства.

Система административного права.Административное право делится на общую и особенную части.

Общую часть административного права составляют нормы, регули­рующие:

1) административно-правовой статус граждан (статус — это нали­чие определенных прав и обязанностей);

2) правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организа­ций;

4) порядок применения норм административного права (какие госу­дарственные органы или должностные лица могут применять нормы ад­министративного права, какова компетенция этих органов и т. д.).

Особенная часть административного права состоит из норм, действу­ющих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть админис­тративного права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административ­ных правонарушениях);

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомствен­ных инструкциях и других подзаконных актах);

3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.);

4) деятельность государственной администрации по организации и I осуществлению политических, экономических, культурных и иных свя­зей с другими странами.

2. Административно-правовые отношенияхарактеризуются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложен­ными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий (т. е. обладание исполнительно-распорядительны­ми функциями) у одной из сторон является необходимым условием воз­никновения административных отношений.

Особенности административно-правовых отношений: 1. Административные отношения не могут возникать между гражда­нами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обяза­тельно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта испол­нительной власти, обязана выполнить это требование независимо от сво­его желания. Поэтому административные отношения называют власте-

отношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами го­сударственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государ­ственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип «власть — подчинение» не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчине­ния звена административной цепочки.

2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает под­чинение воли участников совместной деятельности единой управляю­щей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доми­нирующее положение по отношению к другой стороне, не имеющей та­ких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно: стороны, которая обладает властными полно­мочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административ­ные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.

4. Административные отношения по своей сути являются организаци­онными, т. е. направлены прежде всего на организацию процесса правоис-полиения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.

5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возни­кающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотноше­ниях. Существует особый административный порядок обжалования дей­ствий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-пра­вовых споров, разрешаемых судом.

6. Если одна из сторон нарушит требование административной нор­мы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, наруши­тель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосред­ственно перед государством.

Таким образом, под административно-правовыми отношениями по­нимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются адми­нистративно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуще­ствлению функций, направленных на организацию совместной деятель­ности людей.

Виды административных отношениймногообразны. В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения сопод­чиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов.

К несоподчиненному виду административных связей относится взаи­модействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу субъектов исполнительной власти (например, взаимоотно­шения между министерствами).