Государство как политико-правовая форма существования общественных отношений

Лекция 1

Основные положения теории государства и права

 

 

1. Теории происхождения государства.

2. Сущность государства, его признаки и функции.

3. Механизм государства, его органы и их характеристика.

4. Форма государства.

 

 

1. С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Теории происхождения государстваотличаются множеством раз­личных подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является теологическая теория.Суть еев том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспос­лана человечеству свыше. Религиозные обоснования этого чудесного пре­образования рода человеческого содержатся еще в библейских текстах. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Ее ярким представителем в ХШ в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский. Из более близких к нам представителей этой теории можно отметить сторонника королевского абсолютизма во Фран­ции Жозефа де Местра, который отстаивал ее вплоть до середины XIX в. В современном обществе политиков, социологов и юристов, поддержи­вающих подобные взгляды на государство, почти не встречается. Убеж­денность в божественном происхождении государства (как и всего того, что существует на Земле) есть только у религиозных, искренне верую­щих людей. С ними можно не соглашаться, но нельзя не уважать их точку зрения.

Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование ещё в трудах Аристотеля. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государ­ство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой — отец — становится главой государства. Отличие патриархаль­ной теории от теологической в том, что она видела истоки власти мо­нарха не столько в божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыс­лителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Михайлов­ский. Как бы ни была привлекательна патриархальная теория, но нет ни одного исторического свидетельства подобного пути возникновения го­сударства. Патриархальная семья возникла вместе с государством, по­этому она никак не может быть причиной его возникновения. Хотя, бе­зусловно, образование больших династических семей сыграло важную роль в переходе к новым организационно-управленческим способам жизнедеятельности общества. Недостаток патриархальной теории в том, что она преувеличивала роль семьи, придавала ей универсальное значе­ние.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является дого­ворная теория происхождения государства, или, тоже самое, тео­рия общественного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.-Ж. Руссо во Франции, Б. Спиноза в Голландии, А. Н. Радищев в России. Согласно договорной теории, государство возни­кает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Получалось, что государство представляло собой сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы и своей власти особым органам управления. Значимость этой теории в том, что в ней процесс возникновения государства впервые ставится в зависимость от проявления воли людей. Но в этом же состоит ее субъективизм, поэтому люди могут захотеть, а могут и не захотеть объединиться. Теория общественного договора не давала ответа на воп­рос о причинах, побуждающих людей добровольно объединяться. Кроме того, считается, что эта теория слишком идиллическая. Сомнительно, чтобы большие сообщества людей по своей воле сознательно лишали себя возможности самостоятельно решать свою судьбу, отдаваясь во власть единоличного правителя.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия. согласно которой все государства возникли в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Основатель этой теории австрий­ский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя над побежденными. Подоб­ных взглядов придерживался и Карл Каутский. Действительно, история знает много примеров образования новых государств путем завоеваний одних народов другими. Но по этой же причине многие государства рас­падались и исчезали, народ-завоеватель как бы растворялся (ассимили­ровал) в порабощенном. Таким образом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, так как, хотя завоевания и отражались на социально-этнической структуре вновь созданного общества, но это были уже вторичные процессы.

Поиски ответа на вопрос о происхождении государства не были умо­зрительными. Большинство юристов, философов, социологов опирались на данные современной им науки. Так, например, появление в XIX в. теории Ч. Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов стали распространять на социальные про­цессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными представителями которой являлись английский философ Герберт Спенсер и французский социолог Рене Вормс. Соглас­но этой теории, развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьба за выживание приводят к объеди­нению людей в государство, которое представляет собой живой орга­низм. Правительство выполняет функцию мозга, а различные слои об­щества — составные части организма. Идея эта не нова. Еще Платон в IV в. до п. э. сравнивал государство с разумным живым существом, а зако­ны государства — с процессами человеческой психики. Однако также как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из зако­нов физики или химии, невозможно напрямую применять биологичес­кие законы на развитие человеческого общества. Хотя определенное ра­циональное зерно в этой теории есть. Например, некоторые современ­ные политологи считают, что органическая теория указывает на важные геополитические факторы, способствовавшие организации отдельно су­ществующих групп людей в государство.

В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государ­ства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории — французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполага­лось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека. Понятно, что все общественные явления решаются на основе психических актов людей, однако абсолю­тизировать их роль нельзя. Кроме того, сама человеческая психика фор­мируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий.

Немецкий социолог К. А. Витгофель в работе «Восточный деспотизм» обосновал так называемую ирригационную теорию происхождения госу­дарства, обосновавшую образование государства необходимостью стро­ительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т. п.). Вполне очевидна связь этих процессов с формированием слоя управленцев-чи­новников, или менеджериально-бюрократического класса, как его на­зывает К. Витгофель. Грандиозные земельные работы диктовали необ­ходимость жесткого централизованного управления, планирования, учета и подчинения, что возможно лишь в условиях государства. Даже если абстрагироваться от ее слабых мест, данная теория может служить объяс­нением причин возникновения государства лишь для наиболее засушли­вых территорий. Поэтому большинство политологов не берут в расчет эту теорию и вместо этого говорят об экологических факторах происхожде­ния государства.

Современные политологи и социологи отдельно выделяют демогра­фический фактор, согласно которому процесс возникновения государ­ства рассматривается в зависимости от численности и плотности прожи­вания населения на конкретной территории.

Выделяют также психологический фактор, связанный с образом жиз­ни того или иного народа. Так, например, кочевой образ жизни цыган в сочетании со свободолюбием объясняет отсутствие у них государствен­ных структур. Это обстоятельство можно назвать этнографическим фак­тором.

Ни одна из перечисленных теорий происхождения государства не может претендовать на истину в последней инстанции. Это касается и теории, которая до недавнего времени в официальной советской науке считалась единственно верной. Имеется в виду историко-материалистическая теория происхождения государства. В настоящее время ее чаще называют социально-экономической. Справедливости ради следует отмс­тить, что эта теория является наиболее аргументированной и доказа­тельной. Она связана с именами Ф. Энгельса и К. Маркса. Параллельно с ними материалистическое понимание истории обосновал американский этнограф и историк Льоис Генри Морган, выделивший в истории пер­вобытного общества три периода — дикость, варварство и цивилиза­цию. Эту схему использовал и развил Ф. Энгельс в работе «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства». Согласно данной тео­рии, процесс образования государства есть не что иное, как процесс вхождения в цивилизацию. Главная движущая сила этого процесса — развитие производительных сил. В результате совершенствования орудий труда и способов организации труда происходят крупные общественные разделения труда (земледелие отделяется от скотоводства, ремесло — от земледелия, торговля выделяется в самостоятельную сферу экономики), образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и имущественному расслоению общества. Вслед­ствие этого возникает необходимость наличия специальных групп лю­дей, основным занятием которых является охрана сложившихся отно­шений. Но главное в том, что появляется возможность содержания по­добных групп людей, которые не участвуют в процессе производства материальных благ, а призваны регулировать и защищать интересы об­щества, олицетворяя собой государство. Ф. Энгельс отмечает три формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую. Историко-материалистическая теория происхождения государства вклю­чает в себя два подхода. Один из них связывает появление государства с возникновением классов и классовой борьбы. Второй исходит из того, что в результате социально-экономического развития усложняются, структура общества, его производительная и распределительная сферы. Необходимость совершенствования управления общественными процес­сами приводит к возникновению государства. И один, и другой подход не является неуязвимым для критики. Первый трактует государство как орудие насилия, подавления одного класса другим, а второй пытается представить государство в качестве некоего судьи, задающего правила игры и контролирующего их выполнение.

Множественность теорий происхождения государства является след­ствием того, что до сих пор нет однозначного понимания сущности го­сударства.

 

2. Сущность государства.Раскрыть сущность государства — значит уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без него. Большинство исследователей считают, что государство есть политичес­кая организация власти. В первобытном обществе на стадии дикости и варварства не было необходимости регулировать общественные отноше­ния с помощью особого аппарата политической власти. Не было и самой политики (так как политика — это сфера деятельности, связанная с от­ношениями между классами и другими социальными группами), но была реальная власть. Это власть авторитета вождя племени. Кроме того, мно­гие вопросы общественного устройства решались на основе принятых в данном племени обычаев, традиций, обрядов и т. д. Иначе говоря, сущест­вовала стихийная система саморегуляции общественной жизни.

Но впоследствии стал происходить процесс слияния родов, образо­вания союзов племен, что привело к смешению обрядов и обычаев. Ру­шилась система межличностных отношений. Возникла необходимость разработать новые всеобщие регулятивы взаимоотношений между людь­ми, объединенными в одно общество, но имеющими различные интере­сы и приоритеты. Этот новый регулятор общественных отношений не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета по­степенно, с жестокой неизбежностью занимала власть силы, ибо не было другой альтернативы для выживания человеческого общества.

Исходя из этого, можно дать одно из определений государства: госу­дарство - это единственно возможная, всеобщая, универсальная полити­ческая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечи­вающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

«Единственно возможная» — означает, что пока никто не нашел дру­гой формы существования цивилизованного общества, кроме государ­ства. «Всеобщая» — это значит, что такая политическая организация вла­сти, как государство, присуща всем народам независимо от территории проживания. «Универсальная» — значит, что, сколько бы ни существо­вало государств в различные исторические эпохи (или в один и тот же исторический период), ни одно из них никогда абсолютно не повторяло черты другого. Характер государств определялся особенностью их исто­рического развития и спецификой общественных отношений.

Признаки государства:

1.Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в каче­стве целостного организма, т. е. государства.

3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: зако­нодательную, исполнительную и судебную.

4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государствен­ной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5. Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выпол­нение функций государства.

6. Единая денежная система, единое экономическое и правовое про­странство.

7. Существование системы взимания налогов.

8. Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства— это основные направления его деятельно­сти, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято де­лить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние; по продолжительности действия — на постоянные и времен­ные.

Внутренние функции государства:

1)принятие законов и контроль за их соблюдением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) определение общих программ экономического развития, форми­рование государственного бюджета и контроль за его расходованием (ад­министративно-хозяйственная функция);

4) осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и тамо­женной политики (функция финансового контроля);

5) обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

6) оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам обще­ства (социальная функция);

7) осуществление мероприятий, направленных на сохранение и вос­становление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1)осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4) определение статуса государственной границы и ее защита.

 

3. Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структу­рированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение сто­ящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры явля­ются государственные органы.

Государственный орган — это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую сис­тему органы государства образуют аппарат государства, который еще называют механизмом государства.

Механизм государства— это система государственных органов, вза­имосвязанных общими принципами, наделенных властными полномо­чиями с целью осуществления управления обществом и защиты его ос­новных интересов.

Обычно система государственных органов устанавливается консти­туцией государства. По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:

1) представительные законодательные органы;

2) органы исполнительной власти;

3) органы судебной власти.

Представительным законодательным органомв Российской Федера­ции является Федеральное Собрание — двухпалатный парламент (Совет Федерации и Государственная Дума). «Парламент» — это общее название государственного органа, который формируется путем выдвижения и избрания народом своих представителей с наделением их властными полномочиями для выработки решений по наиболее важным вопросам общественной жизни. Он может называться по-разному: в США — это конгресс, в Польше — сейм, в Дании — фолькетинг и т. п. Но суть от этого не меняется: он обладает исключительным правом принятия зако­нов, которые общеобязательны для всего населения государства.

Органы исполнительной власти:

а) правительство — высший государственный орган исполнитель­ной власти. Он непосредственно осуществляет управление страной. В Рос­сийской Федерации Правительство состоит из Председателя Правитель­ства, его заместителей и федеральных министров;

б) министерства и ведомства — исполнительные органы государ­ства, которые формируются Правительством, исходя из конкретных за­дач в отдельных сферах общественной жизни (экономика, социальное строительство, обеспечение безопасности граждан и государства, разви­тие культуры, науки и т. д.).

На все органы исполнительной власти возлагается обязанность орга­низовывать и обеспечивать реализацию принятых законов.

Правоохранительные органы— это органы государства, разрешаю­щие различные имущественные и иные споры, а также контролирую­щие исполнение законов и определяющие меру взыскания (наказания) за неисполнение законов.

Система судебных органов Российской Федерации:

а) Конституционный Суд Российской Федерации (не имеет звеньев);

б) суды общей юрисдикции (имеют три звена);

в) арбитражные суды (имеют два звена).

Первым звеном судов общей юрисдикции являются городские (рай­онные) народные суды. Вторым звеном судов общей юрисдикции явля­ются областные (краевые) суды, а также верховные суды республик в составе РФ. Третьим звеном является Верховный Суд Российской Феде­рации. Это высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верхов­ный Суд РФ имеет право осуществлять проверку законности и обосно­ванности решения нижестоящими судами конкретных дел. Верховный Суд РФ может давать разъяснения по вопросам применения законода­тельства в судебной практике.

Первым звеном арбитражных судов являются арбитражные суды кра­ев, областей и городов федерального значения, а также высшие арбит­ражные суды республик в составе РФ. Вторым звеном является Высший Арбитражный Суд РФ. Это высший судебный орган по разрешению эко­номических споров, возникающих между предприятиями, организация­ми по вопросам хозяйственной и производственной деятельности.

Все органы, составляющие механизм (аппарат) государства, долж­ны действовать как единый слаженный организм. Для этого в большин­стве государств вводится институт президентства. Президент Российской Федерации является главой государства. Он обеспечивает согласован­ное функционирование и взаимодействие органов государственной вла­сти (п. 2 ст. 80 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 10 февраля 1996 г.)).

Согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

От механизма государства следует отличать механизм функционирова­ния государства. Под механизмом функционирования государства пони­мается совокупность внутренних факторов и средств, обеспечивающих действие составных частей аппарата государства (т. е. всех его органов) в их взаимозависимости. Рассмотрение механизма функционирования го­сударства позволяет выявить, что приводит в действие механизм госу­дарства, что объединяет органы государства, какие факторы способству­ют или, напротив, тормозят реальное выполнение функций тем или иным органом государства.

4. Форма государства— это совокупность его внешних характери­стик, определяющих способ организации и устройства государства. Фор­ма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.

Форма правленияхарактеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия — такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалис­тическую), конституционную (парламентарную).

Абсолютная монархия является не только данью прошлому, но суще­ствует и по сей день, например в Саудовской Аравии и Омане. Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совеща­тельный орган — совет (ашура). Престол наследует не личность, а правя­щая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить

королем.

Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в XVII в. как выражение определенного компромисса между бур­жуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан.

Основные черты дуалистической монархии:

1) власть монарха передается по наследству;

2) монарх назначает правительство, которому передается законода­тельная власть;

3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно

правительство.

Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Таиланд и др. Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство формируется из парламентского большинства;

2) лидер победившей па выборах партии становится премьер-мини­стром;

3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монар­хом;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательно­го вето;

5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;

6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, в Японии);

7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монар­хии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие.

Некоторые политологи и теоретики права считают, что современная форма ограниченной монархии — это парламентарная монархия. Все же следует считать ограниченной монархией сословно-представительную (дуалистическую) монархию. Парламентарную монархию скорее всего можно охарактеризовать как символическую. В реальной политической жизни парламентарные и конституционные монархии мало чем отлича­ются от республик.

Республика — форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются па парламентские (Авст­рия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Фран­ция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Ла­тинской Америки).

 

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, кото­рые являются членами партии, победившей на выборах.

2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллек­тивную ответственность за свою деятельность.

3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парла­ментской коллегией.

4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется под­держкой парламентского большинства.

Признаки президентской республики:

1. Правительство назначается президентом и утверждается парламен­том.

2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

3. Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.

4. Президент может одновременно являться главой правительства (на­пример, в США).

5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парла­мента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые вы­боры.

Признаки республики смешанного типа:

1. Президент избирается населением и назначает правительство (при­знак президентской республики).

2. Правительство песет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (при­знак парламентской республики).

. Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве.

2. Власть президента ничем не ограничена и неконтролируема.

3. Президент без утверждения парламентом назначает членов прави­тельства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с пар­ламентом может отправить в отставку.

4. Президент без согласования с парламентом может по своей ини­циативе объявить о проведении референдума,

5. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстра­нения президента от должности.

Переходные формы от монархии к республике.

Выборная монархия. Например, в Малайзии султаны девяти штатов выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Однако избран может быть не каждый, а только наследный султан штата. Анало­гично происходит избрание в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ).Верховную власть осуществляет совет эмиров, который по сути выпол­няет функции парламента и правительства. Эмиры выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Как правило, им становится эмир самого крупного из семи штатов ОАЭ, эмир штата Абу-Даби.

Монократическая республика. С одной стороны, это республика, так как сначала президент избирается народом, с другой стороны, имеются явные черты монархии, так как затем президент провозглашает себя по­жизненным президентом с неписаным правом передачи власти по на­следству. Такими республиками являются, например, Тунис, Централь­но-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, КНДР.

По своим признакам монократическая республика близка к суперпрезидеитской республике, а выборная монархия близка по сути к абсо­лютной монархии, так как в таких государствах нет парламента, а кон­ституция октроирована (от франц. octroyer— жаловать), т. е. монарх дает (дарует) пароду конституцию, в которой записано, что вся власть (ис­полнительная, законодательная и судебная) принадлежит ему самому, т. е. монарху. Не случайно переходные формы государственного правле­ния называют еще гибридными.

Форма государственного устройстваопределяет административно-тер­риториальную организацию государства, характер взаимодействия со­ставных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Признаки унитарного государства:

1. Единые для всей территории высшие органы государственной вла­сти, органы государственного управления и судебные органы.

2. На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика.

3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, окру­гов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По сте­пени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализован­ные.

4. В рамках унитарного государства допускается существование авто­номий (например, в составе Великобритании — Шотландия и Северная Ирландия).

5. Межгосударственные отношения осуществляют только централь­ные органы.

Признаки федеративного государства:

1. Федерация представляет собой добровольное объединение несколь­ких административно-территориальных образований в единое государ­ство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, рес­публики и т. п.), которые имеют административные границы, свои орга­ны власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, нов рамках единого правового пространства.

2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на вес субъекты федерации.

3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.

4. Конституционное законодательство не предусматривает односто­роннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия).

5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, ру­ководство которыми осуществляется центральными федеральными орга­нами, а главнокомандующим является глава государства (президент).

Признаки конфедерации:

1. Это, как правило, временный союз суверенных государств, создан­ный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объеди­няются на основе соответствующих договоров и обладают правом сво­бодного выхода из состава конфедерации.

2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрощено (без виз и деклараций).

3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.

4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.

5. На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы власти.

6. Отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет.

7. Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.

В современном мире конфедераций нет. История знает, например, Швейцарскую конфедерацию, Австро-Венгерскую. В 1982 г. распался союз Сенегала и Гамбии (Сенегамбия). В 1961 г. такая же судьба постигла ОАР (союз Египта и Сирии).

К перечисленным формам государственного устройства в некото­рых источниках по теории государства и права добавляются еще как ми­нимум три: содружество, сообщество и империя (например. Британское содружество наций). Подобные объединения являются не государствен­ными образованиями, а лишь свободным конгломератом независимых государств. Что касается империи, то колониальные империи никогда не выступали в качестве отдельного государства, а империи классического типа (Римская или Российская) по сути являлись федеративными или конфедеративными государствами.

Форма государственного (политического) режимаопределяет сово­купность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Понятие «политический режим» введено в 1940 г. политоло­гом Леви. Но в последнее время пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократичес­кий и антидемократический.

Основные черты демократического режима:

1. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного за­конодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.

2. Возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выбо­ров и на референдуме.

3. Граждане обладают реальными способами влияния на государствен­ный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации.

4. Минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.

5. В идеале демократический характер государства отличается высо­кой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защи­щенностью населения от произвола и беззакония.

В рамках демократического режима условно выделяют:

а) непосредственную демократию. Прямое участие населения в реше­нии вопросов государственной жизни путем всенародного голосования (референдума),

б) представительную демократию. Участие народа в делах государства через представительные, выборные органы, подотчетные избирателям, т. е. через депутатов федеральных и местных органов власти,

в) иногда выделяют еще илиберально-демократический режим. Какспособ осуществления государственной власти на основе наиболее де­мократических гуманистических принципов он вырастает из собственно демократического режима и, по мнению некоторых исследователей, яв­ляется высшим его проявлением.

Виды антидемократических режимов:

1.Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:

а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т. д.), включая личную жизнь граждан;

б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий.

2. Авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с то­талитарным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т. е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Разли­чают три вида авторитарных режимов:

а) Диктаторский режим. Обычно порождается кризисом социально-экономической жизни государства. В обществе может быть множество партий, но их влияние на политику несущественно. Меры правительства неэффективны. Законы не исполняются. И тогда приходит политический лидер, который берет всю полноту власти на себя, самым жестоким об­разом подавляя оппозицию. Диктатор не пытается оправдать свою дикта­туру идеологически, он оправдывает свою жестокость необходимостью навести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет демократия,

б) Военный режим. Высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социаль­ной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена, либо крайне ограничена.

в) Теократический режим. В одном лице сосредоточена высшая госу­дарственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распростра­нен в средние века. Сейчас имеет место в Ватикане, Иран,0,е, Парагвае. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные ре­жимы почти не встречаются.

3. Деспотический режим. Существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная, бесполезная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам.

4. Тиранический режим. Основан на единоличном правлении, но в отличие от деспотии власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным, захватническим путем, например с помощью государ­ственного переворота или военной агрессии. Главная цель тирана — со­хранить свою власть. Поэтому для тирании свойственны произвол, безза­коние, физическое и моральное насилие над людьми, а порой и геноцид.

5. Фашистский режим. Представляет собой крайнюю форму то­талитаризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превосходстве одной нации над другими, жестоким психологическим дав­лением на массы, разрушающим психику, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным госу­дарствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.

 

Лекция 2 Право в системе нормативного регулирования

1. Сущность права, его признаки и функции.

2. Соотношение права и морали.

3. Принципы права.

 

1. Право— одно из самых сложных общественных явлений. Более чем двухтысячелетняя история юридической науки знает множество пра­вовых теорий, но ни одна из них до конца не раскрывает сущности права. Можно лишь констатировать, что все представления о праве опираются па общую основу: право всегда выступало как определенный порядок в об­ществе. При этом право понимается в двух смыслах: субъективном и объек­тивном.

Субъективное право — это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках за­кона. Таким образом, в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности. И. Кант определил субъективное право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по обще­му для них правилу свободы. Платон задолго до этого заметил, что свобо­да размахивать руками для одного человека заканчивается там, где начи­нается нос другого. Юридическое понимание свободы дано в Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина (1789 г.), где записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому чело­веку. Однако субъективное право, может быть, неосознанно для самого субъекта возникает в силу принятых в обществе общеобязательных норм, устанавливающих меру этой свободы.

Общеобязательная система правил поведения, выраженных в зако­нодательных актах, принимаемых или санкционированных государством, представляет собой объективное право.

Философы считают, что субъективное — это объективное, пропу­щенное через человеческое сознание. Не случайно правоведы пытаются определить сущность права именно в объективном смысле.

Разногласия в понимании сущности права начинаются с вопроса: чью волю выражает право? Одним из самых древних считается подход к пра­ву, согласно которому нормы и правила поведения людей есть отраже­ние законов природы и естественного порядка вещей. Такой подход по­лучил название теории естественного права. Представители этой теории — Гегель, Монтескье, Гольбах — считали, что существуют постоянно действующие, независимые от государства правила поведения и прин­ципы жизнедеятельности, которые выражают волю высшего разума. За­дача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, на­вязывая их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нор­мы поведения людей.

Как реакция на естественную теорию возникла историческая школа права. Ее видными представителями были немецкие юристы Густав Гуго и Карл Савиньи. Г. Гуго, например, считал, что нормы взаимоотноше­ний между людьми возникли не в силу чьего-либо предписания, а, по­добно языку, образовались в ходе исторического процесса общественно­го развития. Задача органов государства — путем анализа и изучения уже существующих правил поведения придать им формальное выражение в нормативных актах.

Можно выделить еще рационалистическую теорию права, согласно которой правила поведения разрабатываются людьми в зависимости от того, какие цели они ставят перед собой. В данном случае у кого больше силы и власти, тот и подгоняет правила поведения под свои цели и интересы. В подтверждение этой теории ее основатель Рудольф Йеринг ссылался на многочисленные примеры подобных ситуаций из истории человечества.

is

Можно указать и на психологическую теорию права. Она, как и анало­гичная теория происхождения государства, выводит право из психоло­гических установок, из потребности людей жить по определенным пра­вилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле.

История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права, соглас­но которой право — это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса.

В современной юридической науке наиболее распространены два противоположных подхода к сущности права: а) социологическая тео­рия; б) нормативистская теория.

Основатель социологической теории права Эрлих (начало XX в.) ут­верждал, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обы­денной жизни, а затем придавать правилам, по которым совершаются эти отношения, общеобязательную силу закона.

Представители нормативистской теории права, напротив, считают, что обстоятельства реальной жизни не должны мешать правотворческо­му процессу. Австрийский юрист Г. Ксльзен считал, что государство есть персонифицированное право. С этим положением трудно спорить. По­скольку государство является политической организацией власти и об­ладает аппаратом (механизмом) управления обществом, то необходи­мо, чтобы воля государственной власти могла быть доступной для всех, кто должен эту волю выполнять. Для этого и был разработан такой инст­румент, как право. Таким образом, также как слово является материаль­ной действительностью мысли, так и право является материальным воп­лощением воли государства. Причем процесс возникновения права про­исходил одновременно с процессом становления государства.

Каждая из теорий права отражает какую-то грань его сущности. Пра­во - это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, вы­раженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально суще­ствующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных от­ношений.

Признаки права. Под признаками права понимается ряд отличитель­ных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например, правил этикета, нравствен­ных установок, технических норм, стандартов и т. д.

Основные признаки права:

1. Право есть результат правотворческой деятельности исключитель­но соответствующих органов государственной власти (парламент, пра­вительство, президент). Негосударственные структуры или обществен­ные объединения не имеют таких полномочий.

2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан незави­симо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классо­вой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).

3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государ­ством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) могут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.

4. Право является инструментом государственного аппарата, позво­ляющим ему исполнять свои властные полномочия.

5. Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исхо­дящих от уполномоченных государством органов печати.

Функции правав целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регу­лятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспреде­лением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательс­кой деятельности.

2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и об­щественной деятельности (юридическая регистрация партий, обществен­ных объединений, законодательная регламентация и контроль избира­тельных кампаний, референдумов и т. д.). Говоря о связи права и полити­ки, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти. Без юридического обоснования никакая власть существовать не может. Она становится не­легитимной.

3. Регуляция социальных отношений представляет собой государствен­но-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе.

4. Регуляция мировоззренческих ориентации личности относится к сфере субъективного права.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предот­вращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Действие этой функции выражается:

а) в определении запретов;

б) в установлении юридических санкций за возможное неправомер­ное поведение;

в) в применении юридических санкций за совершенные неправо­мерные деяния.

Иногда выделяют и третью функцию права — воспитательную, или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

2. Соотношение права и морали.Известно, что общественные от­ношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.

Общие черты права и морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной фор­ме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия как нормам права, так и нормам морали определяют общество и госу­дарство, а не отдельный индивид.

4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т. д.

Различия между правом и моралью:

1. Если право — это система наведения порядка в обществе, обеспе­ченная государством принудительной силой, то мораль — это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охваты­вает все сферы человеческого поведения, а право — только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отно­шений.

3. Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы склады­ваются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномо­ченными на их принятие государственными органами.

4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

5. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали мо­жет быть безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения мо­рали человек заслуживает определенных благ, заработанных своим тру­дом, а в соответствии с нормами права его лишают этих благ, ценнос­тей, имущества и т. п. Например, если мужчина и женщина прожили совместно до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой".

3. Принципы правапредставляют собой основные исходные поло­жения, юридически закрепляющие объективные закономерности обще­ственной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. К числу основных принципов права относятся следующие:

1. Принцип демократизма, находящий свое выражение в правовых нормах, предоставляющих населению наиболее полный объем граждан­ских прав и политических свобод, дающий гражданам возможность ши­рокого участия в управлении общественными делами и государством.

2. Принцип гуманизма, отражающий заботу государства о нуждах и ин­тересах граждан и устанавливающий обязанность государства принимать меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.

3. Принцип социальной свободы, призванный обеспечивать социальную защищенность личности, находит свое выражение в предоставлении граж­данам максимальной свободы в выборе рода деятельности, места жи­тельства, свободы волеизъявления, вероисповедания и т. д. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации от 22 ноября 1991 г., этот принцип обязывает все государственные органы обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

4. Принцип равенства всех перед законом, означающий, что никакие лица, социальные слои, группы населения не могут пользоваться пре­имуществами и привилегиями, противоречащими закону.

5. Принцип законности, содержащий требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Все органы управления государством должны строить свою деятельность на основе закона и во имя исполнения закона.

6. Принцип единства юридических прав и обязанностей — суть этого принципа в том, что говорить о реальности чьего-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности. Например, право граж­дан на судебную защиту только потому реально, что у судов есть обязан­ность осуществлять эту защиту.

7. Принцип социальной справедливости, имеющий морально-правовое содержание. В реальной жизни данный принцип трудновыполним, так как все люди по своей природе разные и нельзя ко всем подходить с одной меркой. Следовательно, чтобы быть справедливым, право должно быть неравным, что противоречит принципу равенства всех перед зако­ном. Однако при решении конкретных юридических дел этот принцип может быть реализован (например, при назначении пенсий, пособий, выделения жилья, определения меры наказания и т. д.).

8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия, означающий, что применение юридических санкций допускается только к лицам, вина которых доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Все принципы права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, например, реализация принципа гуманизма невозможна без приведения в действие принципа демократизма, социальной справедли­вости и др.

Общие выводы. Государство и право друг без друга не могут суще­ствовать. Между ними имеется функциональная связь. Государство опре­деляет право, использует его потенциал для достижения целей государ­ственной политики, а право упорядочивает внутриорганизационные связи государства, обеспечивая рациональное устройство его структуры.

 

 

Лекция 3

Действие права в системе общественных отношений

1. Нормы права, их

структура, виды и способы изложения.

ним.

2. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к

3. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве.

4. Сфера правового регулирования.

1. Говорить о праве можно лишь тогда, как способе регуляции общественных отношений да право оказывает реальное воздействие на определенные области эти действует и когда его действие приносит результат. По аналогии с тем, как движение есть способ существования материи, способом существования (выражения) права являются письменно оформленные официальные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права. Таким образом, форма права – выраженная вовне и закреплённая в законах воля государства (которое в идеале должно быть выразителем воли народа).

Норма права— государственно-властное предписание, общеобяза­тельное правило, направленное на регулирование общественных отно­шений. Норма — это «первокирпичик» права, атомарная его частица. Процесс формирования правовой нормы состоит из трех стадий:

1. Возникновение правовой идеи. Например, еще в первобытном обще­стве созрела идея о неприкосновенности личности. Механизм и предпо­сылки зарождения правовых идей изучает теория права.

2. Формулирование правовой нормы. На этой стадии идет процесс сип-теза существующих в общественном сознании правовых идей и поиск средств их формализации, изучение порядка и принципов разработки правовых норм, определение процедуры их принятия и т. д. Образно го­воря, это стадия «производства» правовых норм.

3. Введение в действие правовой нормы означает ее активное примене­ние в реальных общественных отношениях с целью их регулирования.

Структура нормы права— это ее составные части, конструкция которых может быть представлена в виде следующей схемы: «Если..., то..., иначе...». Непосредственно в такой формулировке нормы права могут и не встречаться, но данная внутренняя логическая схема обязательно подразумевается . Составные части нормы права определены следующми терминами: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза — часть правовой нормы, содержащая указания на обстоя­тельства, при которых следует руководствоваться данной нормой.

Диспозиция — часть правовой нормы, указываю, или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, ука­занных в гипотезе.

Санкция часть правовой нормы, в которой указываются меры го­сударственного воздействия, применяемые в случае невыполнения пред­писаний, содержащихся в диспозиции.

Таким образом, в классическом праве правовая норма может выгля­деть примерно так: если одно лицо по договору займа получило от друго­го лица денежную сумму, то должник обязан вернуть причитающуюся с него сумму в назначенный срок, иначе дело будет рассматриваться в су­дебном порядке.

Однако не всегда в структуре правовой нормы можно выделить дис­позицию или гипотезу. Иногда диспозиция совпадает с гипотезой, но она обязательно содержится в норме. Смысл и содержание диспозиции в таком случае выводится из контекста нормы, например

, ст. 158 Кодекса об административных правонарушениях: «Мелкое хулиганство... влечет наложение штрафа или исправительные работы». Гипотеза: если кто-то нарушает общественный порядок.

Обозначенные части правовой нормы могут быть простыми, слож­ными и альтернативными.

Части правовой нормы считаются простыми, если они указывают только на одно условие действия нормы, содержат только одно предпи­сание, как действовать в этих условиях, и предполагают применение толь­ко одного вида наказания за невыполнение предписаний.

Части правовой нормы считаются сложными, если они указывают на два и более условия, при которых норма применяется, а также содержат несколько вариантов поведения в указанных условиях и предусматрива­ют наступление двух и более видов наказания одновременно (например, лишение свободы и конфискация имущества).

Части правовой нормы считаются альтернативными, если они дают возможность выбора условий, при которых норма может применяться, а также содержат несколько вариантов поведения на усмотрение лица и предусматривают несколько видов наказания, только одно из которых может быть применено.

Виды норм праваопределяются по характеру содержащихся в нормах правил поведения. По этому признаку выделяют три вида норм права:

1. Диспозитивные (управомочивающие). Предоставляют участникам отношений определенный объем прав, которыми они при желании мо­гут пользоваться. Например, граждане имеют право на судебную защиту, но законодатель предоставляет им право самим решать возникающие между ними спорные вопросы без обращения в суд.

2. Императивные (обязывающие). Устанавливают для участников общественных отношений непременное требование придерживаться определения, ключевыми словами таких норм являются: «должен, обязан» ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы».