Основные этапы жизни и творчества Державина

Г.Р. Державин. Общая характеристика творчества

«Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине II, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер», - так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни.

«Хотел парить и не мог... а для того в 1779 году избрал... совершенно особый путь», - вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути - это значило, прежде всего, не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет в разных направлениях. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.

Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ».

Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.

Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике.В конце 70-х гг. XVIII века в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка.

Гимн Богу, созданный Державиным в оде, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества.

1804-1816 гг. «Анакреонтические песни»

В 1804 году выходит сборник стихов Державина «Анакреонтические песни», в которых воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.

Поэт Державин был близким другом великого полководца Суворова и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них – «Снигирь» (название дается в авторской орфографии). Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению этого стихотворения, обращая внимание на особенности его ритма, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.

Итог занятия. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII - начала XIX века.