ХАРАКТЕР

Узловые пункты истории учений о характере . Характер обычно определяется как целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, как "цельная индивидуальность", как особый психический механизм, обеспечивающий (реализующийся в) устойчивость направленности реагирования человека на социально значимые ситуации и обстоятельства. В качестве предмета специальной отрасли – этологии – характер выступил у английских психологов Д. Милля и А. Бэна ("Об изучении характера", 1861) и – характерологии – у немецких психологов Ю. Банзена ("Очерки характерологии", 1867) и Клагеса ("Принципы характерологии", 1910). Но и до этого тема характера занимала значительное место в работах по психологии. При этом чаще других ставилась задача классификации типов характеров. Поэтому обратившись именно к попыткам классификации типов характеров, можно выделить те свойства – признаки, которые составляют содержание самого понятия. Отметим узловые пункты на этом пути до того времени, когда характер становится предметом специального научного исследования.

Одной из первых в истории европейской культуры работ, посвященных классификации характеров, является трактат Теофраста ("обладателя божественной речи") "Характеры". Он содержал описание 31 типа. Тип определялся на основе доминирования в характере той или иной черты: преобладание в характере льстивости дает тип льстеца, болтливости – болтуна и т.п. У Теофраста характер выступает как отпечаток (клеймо) определенных нравственных пороков среды. В XVII в. будущий член Французской академии Лабрюйер публикует исследование "Характеры или нравы нашего времени", поместив в начале своей книги "Характеры" Теофраста. В ней приведено 1120 характерологических зарисовок, распределенных по главам, соответствующих обстоятельствам, в которых проявляются эти характеры: "Город", "Двор", "Вельможи", "Государь" и т. п. Для самого автора исследование имело этико-психологический, нравоучительный и сатирический смысл. Лабрюйер указывает, что оно вскрывает первопричины пороков и слабостей, позволяет предвидеть то, что люди будут говорить и делать, учит не удивляться дурным и легкомысленным поступкам, которыми заполнена их жизнь.

В XVIII в. большое распространение получает "Физиогномика" Лафатера. Он рассматривает характер как порождение судьбы и воплощение рока, связывает его с социальным происхождением ("аристократический характер"), убежден в возможности определения типа характера по строению и выражению лица.

В XIX в. идея морфо-неврологической обусловленности характера получила широкую известность благодаря френологии Галля. На основе многочисленных анатомических исследований и наблюдений над разными группами людей Галль пришел к выводу о том, что центры душевной жизни сосредоточены не в желудочках мозга, как тогда считалось, а локализованы в мозговых извилинах. Хотя анатомические работы Галля имели опытную основу, предложенная им классификация психических способностей явилась совершенно произвольной конструкцией.

Начиная с середины XIX в. изучение характера ведется уже с позиций эмпирической психологии. Характер понимается как совокупность элементов сознания – чувств, воли, интеллекта, а тип характера устанавливается по признаку преобладания того или другого элемента. Так, например, один из родоначальников современной характерологии А. Бэн разделил характеры на эмоциональные, волевые и интеллектуальные. В значительной степени под влиянием Бэна развил свою концепцию характера французский психолог Т. Рибо. В основание определения типов характера Рибо положил две психические функции: чувство и волю, отведя интеллекту роль лишь дополнительного фактора. Для понятия характера, по Рибо, существенны два признака: единство и устойчивость. Соответственно, Рибо делит все характеры на два класса: чувствительные и волевые. Каждый из этих классов включает в себя несколько подклассов. В классе чувствительных характеров – это кроткие, созерцательные, эмоциональные. Класс волевых характеров разделяется на два по параметру силы: посредственно активные и великие активные.

Кроме того, Рибо устанавливает третий, дополнительный класс – апатичные характеры, которые отличаются слабой активностью, слабыми чувствами, но более деятельным умом. Этот класс делится на два подкласса: чисто апатичный тип ("мало чувствительности, мало деятельности, мало ума"), второй подкласс в зависимости от направления сильно выраженного ума еще раз делится на практические и спекулятивные характеры. К смешанным типам Рибо относит апатично-активные ("расчетливые"), чувствительно-деятельные, апатично-чувственные и умеренные характеры. Из числа упомянутых "чистых" типов Рибо исключает "аморфные" и "неустойчивые" характеры. Это приобретенные характеры. В них нет ничего врожденного, они пластичны и поддаются всякому влиянию. Они являются продуктами исключительно обстоятельств, среды, воспитания, влияния людей, предметов, их окружающих. Их очень много, легион. Неустойчивые характеры – отбросы и осадки цивилизации, они не обладают единством и постоянством и потому не могут быть включены в классификацию.

Из числа отечественных исследователей проблем характера начала XX столетия назовем лишь одного – А. Ф. Лазурского. Им написана монография "Очерк науки о характерах". Характер, по Лазурскому, представляет собой совокупность основных наклонностей. Характер вместе с темпераментом образуют ядро личности. Личность в свою очередь рассматривается им как сложное функциональное единство, включающее в себя эндопсихику (врожденный, хотя и меняющийся при жизни нервно-психический компонент) и экзопсихику (приобретенный, обусловленный внешними влияниями и выражающий отношения личности компонент).

Прослеженные на материале психологических исследований общие тенденциии в изменении понимания природы характера подтверждаются не менее рельефно динамикой смены подходов к изображению характера в художественной литературе. Выделим здесь лишь две вехи. В античную эпоху в раскрытии идейного содержания произведения главенствующую роль играл сюжет. Персонажи различались не своими характерами, а своим местом в изображаемых событиях. В Новое время утверждается иное соотношение характера и сюжета. Не фактические обстоятельства, а характеры определяют поведение действующих лиц. Человек становится цельным самостоятельным миром, полным и живым человеком, а не аллегорической абстракцией какой-нибудь одной черты характера (Гегель). "Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности" (М. М. Бахтин ).

Операционализация определения понятия "характер" . В семантическом окружении слова "характер" выделяются две области. В рамках одной характер выступает как устойчивость и постоянство, позволяющие идентифицировать поведение, определить принадлежность его определенному субъекту. Характер – это обычай, привычный способ действия, реагирования. Характеристика – это описание, выделение отличительных качеств, достоинств и недостатков, иногда закрепленное в документе ("он представил блестящую характеристику"). Характерный – свойственный исключительно чему-либо определенному ("это для него характерно"). Охарактеризовать кого-либо или что-либо – обнаружить их характерные черты, особенности. Характер определяется как сильный, волевой, твердый, смирный, слабый, в зависимости от того, насколько черты поведения определяются внешними обстоятельствами. Внешние формы поведения определяются так же, как манеры (плохие, хорошие, странные). Если внешнее поведение не выражает внутреннюю суть, а только копирует, имитирует кого-то, то оно определяется как манерность. Если же мы подчеркиваем, что эти манеры лишены простоты и естественности, то они становятся для нас жеманством.

В рамках другой области характер определяется как направленность и указывает на устойчивость ориентации. Здесь он близок понятию "нрав". Добрый или крутой нрав – это то же, что добрый или крутой характер. Параметрами, на операционализацию которого ориентирует сформулированный нами вариант определения, правомерность которого подтверждается и историей вопроса, и практикой его общеупотребительного использования, очевидно, выступают: устойчивость/неустойчивость и направленность. Применительно к понятию характера устойчивость естественно интерпретируется как сила или толерантность по отношению к неблагоприятным внешним воздействиям, а также как независимость от внешних обстоятельств (способность их преодолевать). Среди множества аспектов направленности одним из наиболее очевидных является тот, в рамках которого она может быть оценена либо как инструментальная, либо как трансситуативная. Иначе говоря, важно дифференцировать людей в зависимости от того, реагируют ли они на наличные обстоятельства, используя их в качестве средств (инструментов) достижения поставленных целей, иногда и подменяя цели средствами, либо имеют тенденцию к игнорированию (пренебрежению) быстро меняющихся обстоятельств. Этот параметр можно обозначить так же, как ригидность/гибкость, иногда как догматизм/скептицизм (релятивизм).

Проведенный анализ склоняет к использованию в первую очередь данных экстраспективного наблюдения. Поэтому требуется задать шкалы для внешнего наблюдения и оценивания. Примерами высказываний, образующих шкалу толерантности, могут служить следующие:

  1. Сохраняет спокойствие, когда все вокруг взволнованы. (Да.)
  2. Не поддается на провокации. (Да.)
  3. Не доверяет слухам, (Да.)
  4. Стремится снискать расположение каждого. (Нет.)
  5. Со всеми соглашается. (Нет.)
  6. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться. (Нет.)
  7. Умеет настоять на своем. (Да.)

Примерами высказываний, образующих шкалу ригидности / гибкости, могут быть следующие:

  1. Склонен к формальным отношениям. (Да.)
  2. Избегает споров. (Да.)
  3. Легко соглашается с предложениями других членов группы. (Нет.)
  4. Избегает встреч и собраний в группе. (Да.)
  5. Склонен к сотрудничеству. (Нет.)
  6. Дорожит мнением окружающих. (Нет.)
  7. Болезненно относится к замечаниям в свой адрес со стороны других членов группы. (Да.)

Феноменология акцентуаций характера . Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом определяется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно: 1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний, 2) снижение способности к социальной адаптации, 3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность). Можно выделить следующие классы акцентуаций. Астенические, включающие в себя нарушения психастенического, неврастенического и сензитивного вида. Дистимические, объединяющие нарушения гипертимного, гипотимного и циклоидного вида. Социопатические, внутри которых следует разграничивать нарушения конформного, нонконформного и параноидального вида. "Психопатические", включающие в себя варианты шизоидных, эпилептоидных и истероидных нарушений. Приведем их краткое описание.

Психастеник. Доминирующими чертами поведения являются нерешительность, тревожная мнительность в виде ожиданий неблагоприятных событий, тревога за благополучие своих близких, склонность к рассуждательству, самоанализу-самокопанию. Нерешительность проявляется в долгих и мучительных колебаниях при необходимости сделать самостоятельный выбор. Однако, когда решение принято, на первый план выступает нетерпеливость, стремление немедленно его исполнить. В качестве гиперкомпенсации нерешительности могут наблюдаться самоуверенные, безапелляционные суждения, утрированная решимость (бесшабашность). Защитой от постоянной тревоги становятся ритуальные действия, внимание к приметам. Как компенсаторное образование против тревоги перед новым, незнакомым, выступает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого провоцирует тревогу. В качестве компенсаторных образований могут выступать также склонность к тщательному планированию предстоящей деятельности, хорошая осведомленность, высокая компетентность.

Неврастеник. На первом плане психического облика находятся такие черты, как повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, страхам, боязливость. Утомляемость быстро наступает и при умственных занятиях, и в обстановке соревнований при физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность проявляется внезапными аффектными вспышками, нередко возникающими по ничтожному поводу и легко сменяющимися раскаянием и слезами.

Сензитив. Прежде всего отмечаются робость и застенчивость, легко обнаруживаемые при посторонних и в незнакомой обстановке. Затруднения в общении со всеми, кроме близких, вследствие этого иногда возникает ложное впечатление о замкнутости, отгороженности от окружающих. Чрезмерные требования к себе принимают форму постоянных угрызений совести. Стремление к гиперкомпенсации принимает форму самоутверждения не в той области, где могут раскрыться способности, а там, где чувствует собственную слабость. Робкий и стеснительный может надевать личину искусственной веселости, развязности, заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасует. Часто стремится занять общественные посты, где робость компенсируется авторитетом организации, хорошо выполняет формальную часть порученных ему функций. Труднопереносимыми являются ситуации чрезмерного внимания со стороны окружающих, особенно недоброжелательность, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках.

Гипертим. Свойственны повышенная потребность в притоке жизненных впечатлений, социальном признании, фамильярность, авантюризм. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный контроль. В необычных ситуациях проявляет находчивость. К правилам и законам относится легкомысленно, подчас цинично. Неаккуратен, необязателен. Плохо справляется с работой, требующей усидчивости, кропотливости. Присущи завышенная самооценка и склонность строить радужные планы на будущее, которые легко забываются и сменяются новыми.

Гипотим. Отличают постоянно пониженное настроение, повышенная тревожность, ожидание, что вот-вот должно случится нечто неприятное. Проблески улучшения настроения сопровождаются обострением тревожности: за радость нужно платить новыми несчастьями ("смеяться – к слезам"). Часто испытывает чувство вины, неполноценности: кажется, что в чем-то виноват, что окружающие смотрят на него свысока. От трудностей впадает в отчаяние, не способен к волевому усилию. Постоянно плохое самочувствие. После сна требуется длительный период врабатывания. Свойственны двигательная вялость, заторможенность. Объективно нуждается в создании и поддержании укрепляющего (тонизирующего) режима жизнедеятельности.

Циклотим. Определяющая черта – маломотивированные резкие колебания настроения, сохраняющегося затем в течение длительного (месяцы) времени. От настроения, в котором находится циклотим в данный период, зависит все: и самочувствие, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и безрадостным, и прошлое предстает то как цепь благоприятных событий, то как сплошь состоящее из неудач и несправедливостей, и повседневное окружение кажется то злонамеренным, то благожелательным.

Конформист. Выделяется сниженной потребностью в индивидуализации, отмечается низкая инициативность, тяготение к банальному, шаблонному, общепринятому, обезличенность. Стремясь всегда соответствовать окружению, не может противостоять ему. Внутренний дискомфорт наступает, когда чем-то выделяется из привычной для него среды. Свойственна немотивированная неприязнь к тем, кто не следует общепринятым стандартам.

Нонконформист. Доминирует ярко выраженная потребность действовать вопреки установленным правилам, сочетающаяся с безволием, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения императивно поставленных извне целей. Отсутствует жизненная перспектива. Социальные связи ослаблены, заметна тяга к случайным компаниям, сулящим развлечения, легкую смену впечатлений. Влечение к праздному времяпрепровождению.

Параноид. Отличается прежде всего повышенной конфликтностью вследствие настойчивого стремления к внедрению нововведений. Подозрителен: воспринимает людей, не разделяющих его взглядов, как недобросовестных, недоброжелательных. Имеет место ригидность поведения. Равнодушие или нежелание принять предлагаемые им проекты еще в большей степени настраивают на достижение своей цели. Характерна сосредоточенность, фиксированность на поставленной цели, сниженная способность к пониманию других, к эмпатии.

Шизоид. На первом плане психического облика находится отчужденность от окружающих. Незаинтересованность в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Шизоиду свойственна замкнутость, погруженность в мир внутренних переживаний и мыслей, которые нередко оторваны от повседневности и как бы противопоставлены ей. Отмечаются экстравагантность поведения, увлечений, их вычурность, которые, однако, не служат способом привлечения внимания к себе, а выражают индифферентность к окружению. Слабость интуиции и сопереживания подчеркивает впечатление холодности, черствости. Эти черты могут усиливаться в результате быстрой истощаемости интереса к межличностному взаимодействию.

Эпилелтоид. Характеристический признак – периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Имеют место обидчивость, груз отрицательных эмоций сохраняется долго и требует разрядки через отмщение, кроме того, заметны ограниченность, сосредоточенность на однажды выбранном круге интересов. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопровождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок разрушает. Асимметрия в межличностных отношениях проявляется в следующем: считает своим долгом давать советы, поучать, но не терпит к себе назидательного отношения. Отмечается склонность к обстоятельным, детальным, неторопливым разъяснениям и раздражение, когда прерывают, не дают досказать, торопят. Успешно справляется с работой, требующей тщательного, пунктуального выполнения инструкций.

Истероид. Доминирующей чертой этого типа акцентуации является ненасытный эгоцентризм: жажда постоянного внимания к своей особе со стороны окружающих, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Не терпит равнодушного отношения к себе, предпочитая негодование или ненависть в свой адрес. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театральностью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия. Не обладая достаточной стеничностью, способностью подчинять других, может на непродолжительное время занимать лидирующее положение в группе за счет способности выражать нарождающиеся настроения. Перед трудностями пасует, особенно если нет шансов сконцентрировать внимание на своей персоне. Психологически доминирующая черта проявляется и во внешнем облике, который весь ориентирован на привлечение внимания: ажитация, бросающиеся в глаза одежда, украшения, громкий смех, разнообразные голосовые модуляции. Социальные контакты хотя и обширны, но поверхностны и неустойчивы, поддерживаются до тех пор, пока подкрепляют эгоцентрическую ориентацию.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
"ТЕМПЕРАМЕНТ", "ХАРАКТЕР", "ЛИЧНОСТЬ"

Проблема . Трудность, которая быстро обнаруживается при употреблении понятий "темперамент", "характер", "личность", заключается в том, что они нередко используются как синонимы; признаки, составляющие их содержание, не дифференцируются. Примером позиции, демонстрирующей недостаточную дифференцированность признаков, свойственных разным ингредиентам психической реальности, могут служить описания типов темперамента, предложенные американским психологом В. Шелдоном. Его исследования внесли существенный вклад в понимание природы фундаментальных структур психической реальности. Вслед за этими исследованиями, начатыми в 1927 г., было проведено множество других, уточняющих или критикующих выдвинутый подходи его результаты, однако обращение именно к ним позволяет увидеть необходимость разработки и использования специальных процедур, направленных на дифференциацию соответствующих ингредиентов. Шелдон выделил три психических типа (назвав их типами темперамента), основываясь на данных о тесноте корреляционных связей между признаками, характеризующими психический облик человека. При таком подходе в описание типа включаются недифференцированно темпераментные, личностные, характерологические и иные признаки. Это указывает на необходимость дополнять статистический анализ семантическим анализом психологического смысла, учитываемых признаков, понятий, используемых для описания психического облика человека, форм его активности. С позиций результатов ранее проделанного анализа такого рода дифференциация может быть произведена. Изложим один из ее вариантов в форме следующего описания.

Темпераментные проявления:

висцеротонического типа: расслабленность в движениях и осанке, замедленность реакции, безмятежная удовлетворенность, любовь к физическому комфорту, любовь к пище, удовольствие от пищеварения;

соматотонического типа: уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам, энергичность, потребность в движениях, удовлетворенность от них, решительные манеры, громкий голос, любовь к шумным играм, потребность в деятельности в трудную минуту, склонность к риску, храбрость в бою, экстраверсия, безразличие к боли:

церебротонического типа: сдержанность движений, чопорность, чрезмерная физиологическая реактивность, повышенная скорость реакций, чрезмерная чувствительность к боли, тихий голос, боязнь вызвать шум, интроверсия.

Личностные проявления:

висцеротонического типа: социофилия, ориентация на других людей, приветливость со всеми, потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на семью, терпимость, бесхарактерность, жажда любви и одобрения, любовь к галантному обхождению, социализация пищевой потребности, общительность в состоянии опьянения;

соматотонического типа: стремление к господству, власти, отсутствие такта, агрессивность и самодовольство, агрессивность в соревновании, ориентация на юношеские занятия;

церебротонического типа: затруднения в установлении социальных контактов, склонность к интимности, неумение предвидеть отношение к себе других людей, потребность в уединении в тяжелую минуту, ориентация на пожилой возраст.

Характерологические проявления:

висцеротонического типа: стабильность эмоциональных проявлений, легкость выражения чувств, глубокий сон;

соматотонического типа: психологическая нечувствительность, отсутствие жалости.

церебротонического типа: скрытность чувств, контроль над эмоциями, чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность. трудность в приобретении новых привычек, недостаточный сон. хроническая усталость, устойчивость к действию алкоголя.

Приведенные описания демонстрируют не только возможности дифференциации проявлений, соответствующих разным психическим механизмам, но одновременно указывают на недостаточную четкость (а может быть, и некорректность) такого рода дифференциации. Требуется операционализировать эти различия. Но прежде чем перейти к решению этой задачи, отметим, что одним из первых, кто осознал и четко сформулировал задачу дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был выдающийся анатом и педагог П. Ф. Лесгафт. Кратко изложим его позицию, которая представляет интерес, прежде всего, как вариант типологизации личностных особенностей, отражающих инвариантные структуры внутригруппового взаимодействия.

Лесгафт пользовался тремя понятиями: темперамент, характер, тип. При этом, согласно Лесгафту, темперамент – это "степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого по времени, т.е. сила и быстрота проявления действий и чувствований, а также сила и быстрота развития желаний отдельного лица, степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительность его реакции на последовавшее возбуждение". Под характером он понимал "проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и твердо установленных разумом". Тип трактовался Лесгафтом как степень сознательного отношения человека к окружающей среде, нравственного его развития. При этом разграничивались три уровня сознательной деятельности. На первом имеют место "отраженно-опытные действия с отсутствием нравственных проявлений", на втором – "подражательно-рассудочные действия с внешнеусвоенными нравственными основаниями", на третьем – "разумно-самостоятельные проявления с вполне усвоенными нравственными основаниями". Применительно к детскому возрасту и условиям школьного воспитания Лесгафт описал шесть типов.

Ребенок лицемерного типа повторяет то, что видит, всегда старается более легким способом достигнуть личных выгод и избежать деятельности; связанной с трудом и усилиями. Легко усваивает то, что сильно на него влияет, в особенности все внешние проявления окружающих. Способ его деятельности всегда практически-опытный, он старается хитростью и лаской обойти все затруднения, не особенно огорчаясь неудачей. Отношение к истине только внешнее, заучены одни только общие нравственные правила и шаблоны.

Честолюбивый отличается умением усваивать все памятью, действия находятся в зависимости от сильно развитых чувствований. Чувство превосходства является главным возбуждающим моментом. Отсюда гордость, самоуверенность, спесь, напыщенность, постоянное стремление первенствовать и властвовать над другими. Скромные серьезные занятия не привлекают. Деятельность возможна при надежде на внешний успех.

У добродушного типа развита главным образом аналитическая деятельность, привычка рассуждать над каждым новым явлением, при недостатке знаний мыслительная деятельность легко принимает характер фантазии; умственная деятельность сосредоточена преимущественно на выяснении личности человека, разборе собственных проявлений. Но деятельность поддерживается, пока существует умственный интерес. Недостаток состоит в несоответствии между умственными физическим трудом, а именно, преобладанием первого, отсюда недостаток возбуждений со стороны активно-физических органов тела и вследствие этого известная степень апатии и лени.

Мягко-забитый: нет условий, постепенно и последовательно возбуждающих его и тем самым способствующих его развитию. Делает так, как указано и что сказано; нет ни наблюдательности, ни знаний, ни нравственных понятий. Появляющееся у него упорство имеет характер пассивного состояния, из которого он не решается выйти. Дети этого типа всего труднее поддаются развитию, с возрастом у них формируется только узкая эгоистическая практичность и расчетливость, они совершенно безучастно и даже бездушно относятся ко всему окружающему.

Злостно-забитый: ожесточенный, подозрительный, самолюбивый. Сознательная деятельность более всего сосредоточена на личной защите. Приученный к сильным впечатлениям мерами, связанными с оскорблением личности, постоянно стремится к перемене впечатлений, к сильным возбуждениям. Правдивость его условная, так как он никогда не постесняется сказать или поступить не согласно с правдой, если это будет иметь отношение к лицу ненавистному или даже заподозренному, а таким может быть каждое незнакомое ему лицо. Преобладает развитие памяти над рассуждением. Недостаточно приучается к отвлеченному мышлению, ему свойственны скорей наблюдательность и опытность.

Угнетенный: отмечается недостаточное стремление к отвлеченному мышлению. Ценит свой труд, обладает большой скромностью, терпением, терпимостью к окружающим, правдивостью, искренностью.

Операционализация различий в содержании понятий "темперамент", "личность", "характер" . Ряд признаков, употребляемых в отношении темперамента, личности и характера, являются сквозными. Например, мы говорим "сильная личность". "сильный характер", "сильный темперамент". Но смысл этих квалификаций различен. "Сильный темперамент" означает выносливый, способный переносить нагрузки, меняющиеся в широком диапазоне, сохраняющий работоспособность. Сильный характер имеется у человека, способного противостоять всякого рода соблазнам на пути следования к намеченной цели. Сильная личность – это человек, пользующийся авторитетом, влиятельный человек. Еще одним параметром такого рода является направленность. Смысл ее также меняется, говорим ли мы о направленности личности, направленности характера или о направленности темперамента. Операционально эти различия позволяют учитывать специально разработанные диагностические процедуры, позволяющие дифференцировать экстраверсию/интроверсию, экстернальность/интернальность, экстрапунитивность/интропунитивность. Соответствующими признаками и должны быть дополнены описанные нами типы темперамента, личности и характера.

Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны К. Юнгом для дифференциации типов направленности либидо. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают "жизненную энергию" субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от самого себя, к принижению значимости явлений внутреннего мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на явлениях внутреннего мира, которым придается высшая ценность, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднения в социальной адаптации. В качестве примеров фрагмента шкалы для диагностики экстраверсии/интроверсии, понятых как темпераментный параметр, могут служить следующие высказывания (вопросы):

  1. Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас? (Да.)
  2. Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве? (Нет.)
  3. Вы по натуре живой человек? (Да.)
  4. Очень ли Вы любите вкусно поесть? (Нет.)
  5. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку? (Нет.)
  6. Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму? (Нет.)
  7. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову? (Да.)

Параметр экстернальности/интернальности основывается на представлении о возможности различной локализации механизмов самоконтроля: во внешнем или внутреннем личностном пространстве. Если человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на самого себя, объясняя их своими намерениями, своими способностями, своими поступками, то говорят о наличии у него интернального локуса контроля. Если же у него доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающим обстоятельствам; судьбе, случаю), то это свидетельствует о наличии у него эктернального локуса контроля. В качестве примеров можно привести следующие высказывания:

  1. Для того чтобы убедиться, что я прав, мне важно знать реакцию окружающих. (Да.)
  2. Мое самочувствие сильно зависит от окружающих. (Да.)
  3. Мне важно, чтобы все вещи, окружающие меня повседневно, всегда находились на своих местах. (Да.)
  4. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточного усердия. (Нет.)
  5. Перед собой я ставлю только такие задачи, которые я смогу решить без посторонней помощи. (Нет.)
  6. Никто не способен помочь человеку разобраться в его проблемах, кроме него самого. (Нет.)
  7. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. (Нет.)

Параметр экстрапунитивности/интропунитивности выступает важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности, т.е. тогда, когда на пути удовлетворения значимых для человека намерений неожиданно встречаются преграды, когда разрушаются привычные стереотипы поведения. При экстрапунитивном типе реагирования ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается другим людям, внешним обстоятельствам, им же вменяется обязанность ее ликвидации. При интропунитивном типе реагирования человек принимает ответственность за возникшую ситуацию на себя, стремится выйти из ситуации за счет изменения самого себя. своих установок, своих намерений. Для диагносцирования этого параметра могут использоваться суждения следующего типа:

  1. Если, придя домой, я обнаруживаю пусть даже незначительный дефект в купленной вещи, на следующий день я, конечно, пойду требовать, чтобы мне ее заменили. (Да.)
  2. В дискуссии я нередко считаю необходимым повторить свою мысль несколько раз с тем, чтобы убедиться, что меня правильно поняли. (Да.)
  3. Если я замечу, что коллеги неприветливы со мной, я постараюсь понять, где я допустил оплошность. (Нет.)
  4. Человек становится компетентным лишь в результате самообразования. (Нет.)
  5. Для того чтобы лучше понимать других, нужно сначала научиться понимать себя. (Нет.)
  6. Если я обнаружу неисправность, которую сам смогу ликвидировать, я, конечно, это сделаю. (Нет.)
  7. Добиваться больших успехов в работе, как правило, мешают интриги сослуживцев. (Да.)