Понятие правовой системы.

Разрешение возникающих на основе этих норм споров.

Властное исполнение норм.

Правовая система – явление, интеллектуально вычлененное из правовой действительности, и включает в себя не все правовые феномены, а лишь те, которые непосредственно взаимодействуют с социальным субъектом (обществом), обеспечивая возможность социальной объективации, интернализации (включая легитимацию) правовых текстов конкретного общества.

Включает в себя все правовые тексты, а также средства правовой легитимации (в том числе общественное правосознание) и собственно право (систему права). Правовая система предстает как система правовой коммуникации и как часть механизма правовой культуры общества. Правовая система понимаетяс при таком подходе как понятие более широкое, чем система права. Правовая культура в целом и общественное правосознание оказывает самое непосредственное влияние на социальную интерпретацию права как являения ценностного и на его институционализацию в рамках социальной системы. Под институционализацией права понимают сам процесс становления права как устойчивого комплекса норм, определяющих права и обязанности субъектов на основе их социальной легитимации, и тем самым определяющих их (субъектов) взаимообусловленное поведение как правовую коммуникацию.Легитимация же права как системы осуществляется и через первичные правовые тексты, возникающие как спонтанно (правовой обычай), так и путем целенаправленной деятельности социального субъекта (законы или судебный прецедент), и через тексты вторичные, формирующиеся в ходе реализации прав и обязанностей субъектов, т.е. в ходе юридической парактики. Превичные правовые тексты легитимируются при помощи иных правовых, политических, религиозных, нравстенных текстов. Сказанное позволяет трактовать правовую систему как целостную правовую смыслокоммуникацию, включающую два блока: информационный и деятельностный, функционирующие в рамках единого пространства правовой коммуникации.

Если сиситема права, отражающая его онтологический статус, всегда содержит одни и те же элементы и в этом смысле одна и та же в разных обществах, то правовые системы полностью зависят от социокультурных условий и могут существенно отличаться друг от друга. Наиболее типичные «родственные» правовые системы в науке сравнительного правоведения объединяют в «правовые семьи», среди которых выделяют романо-германскую, англосаксонскую и мусульманскую правовыесемьи. Основные различия между правовыми семьями как раз и будут заключаться в специфике правовых текстов (текстуальных источников парва) и специфике правового сознания общества, из которого вытекают способы и формы правовой легитимации. Классификация правовых систем совпадает с классификацией правовых культур.

 

№ 104. Особенности правовой системы России.

 

И в своем возникновении, и в развитии российское законодательство обнаруживает признаки, позволяющие отнести егоо к романо-германской правовй семье, поскольку:

- в оформлении правовых норм в России всегдда решающую роль играло государство;

- российская концепция юридической нормы мало чем отличается от французской или немецкой;

- можно говорить о весьма схожей юридической терминологии;

- российское законодательстов по своей структуре напоминает континентальное;

- в России всегда наблюдалось пренебрежительное отношение к нормам процессуального права, к порядку исполнения судебных решений.

Лишь реформой 1864 года в России функции суда были отделены от административных функций. До этого времени не было ясных и четких различий между полицией, судом и административными органами. Эти черты правового развития настолько своеобразны, что зарубежные авторы выводили право нашей страны из системы романо-гарманского права, помещая его в самостоятельную семью (с 1917 года – в семью социалистического права).

Слабо развиваясь в рамках традиций континентального права, российское законодательство всегда оставалось недостаточно кодифицированным. Вплоть до свода Законов Российской Империи 1832 года законодательство страны представляло собой механически сведенную сумму юридических актов. В России вообще отсутствовали традиции конституционного развития, первые конституции в ней появились лишь в 20 веке.

Н.А. Бердяевсчитал, что именно с русским коллективизмом связано отрицательное отношение к праву, смешение права с моралью. Право призвано защищать личность от посягательствна нее злой воли. Русские смешивают право с моралью и ставят судьбу личнсоти в зависимость от нравственного сознания людей. Д.А. Кавелин замечал, что в истории руских правовых институтов личность всегда заслонялась семьей, общиной, государством и не получала правового определения. Р. Пайпс:самобытность правового развития России обусловливалась неразвитостью в ней основаных институтов феодального этапа развития. Кавелин обращает внимание на следующее: «Как был устроен частный быт, так было устроено и Великорусское государство, вплоть до 17 века. Домашняя дисциплина послужила образцом для дисциплины общественной и государственной. Становлению юридической личности подобные порядки вряд ли содействовали».

В послереволюционной России с особой силой заявил о себе законодательный фасад. Государство выступало единственной и исключительной силой, устанавливающей и отменяющей правовые возможности людей.

Российское общество никогда не было избаловано механизмами и гарантиями, обеспечивающими человеку тот или иной уровень пользования правами, их защиту, потому что не знало их. В концеконцов обществу были дарованы конституции(1918, 1924, 1936, 1977), в каждой из которых государство считало возможным замалчивать универсальные юридические ценности и гарантии этих ценностей: естественные права и свободы, прямой порядок действия основных норм конституции, разделение влатсей. Доктринальное правосознание сводило право к государственным велениям, в которых государство могло по своему усмотрению определять, что является в обществемзаконным и спарведливым. Свое волеизъявление государство оформляло в различных юридических актах, исполнение которых нередко основывалось на принуждении.

Сегодня, когда в старне происходят достаточно серьезные социально-политические изменеия, начинают складываться предпосылки реального правового развития. Получает все более прочное основание в самом обществе новое мировоззрение. Такое мировоззрение идет на смену представлениям, считавшим социалистическое право высшим историческим типом права.

 

№ 105. Основные правовые системы современности.

 

Широко известна классификация Р. Давида, который предложил два критерия классификации правовых систем:

1) юридическая техника (источники права, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концепции, конструкции, методы и парктика работы юристов);

2) идеологический (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общетсевнные идеалы, на которые опирается национальное право).

Т.о. он предложил следующую классификацию «правовых систем современного мира»:

- романо-германская

- семья общего права

- семья социалистических систем права

- философские или религиозные системы

Цвайгерт в качестве основного критерия классификации предлагает понятие «правовой стиль» и включает: происхождение и эволюция правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфические юридические институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. Различает несколько правовых кругов: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

А.Х. Саидов –основными критериями являются: исторический генезис правовых норм, система источников права, структура правовой системы.

Романо-германская (континентальная) правовая семья – включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы – Франции, Германии, Италии, Испании, скандинавских стран, вся Латинская Америка, Страны Ближнего Востока.

- основана на римском праве;

- взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование должного;

- оптимальная обобщенность нормы права;

- разделение права на публичное и частное;

- выделение различных отраслей права; полно разработано гражданское законодательство;

- кодифицированное и систематизированное законодательство;

- верховенство закона среди других источников права;

- закон и право не отождествляются, закон толкует только суд;

- наличие развитой судебной системы;

- доктрина, общие принципы права имеют определенное значение в качестве источников права, имеют силу норм действующего права (общие принципы права).

Общее право –Англия, США, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия:

- нет деления на частное и публичное право;

- нет деления на гражданское, торговое, административное и право социального обеспечения;

- есть деление на общее право и право справедливости;

- нет деления норм на императивные и диспозитивные; сама норма – менее общая и абстрактная;

- источник – судебный прецедент (судебная практика).