Кодификация как вид систематизации законодательства

Кодификация законодательства – форма переработки действующих НА в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечение его согласованности и компактности.

Результатом кодификации является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие НА по данному вопросу.

Характерные признаки кодификации:

1. в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

2. такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений ( имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения…);

3. кодификационный акт представляет сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя действующие нормы.

4. кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанный на длительный период их действия;

5. предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных НА, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

6. акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру.

Виды кодификации

Всеобщая – принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов.

Отраслевая – охватывает законодательство той или иной отрасли права (ГК, УК, ТК).

Специальная (комплексная) – включает акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т.д.).

Кодификационные акты внешне могут выражаться в различных формах.

1. Основы законодательства – акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в первую очередь в НА, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных законодательных органов.

Основы законодательства стоят обычно во главе тех или иных отраслей либо институтов права. Обычно делятся на крупные, обособленные подразделения (разделы, главы). В них определяются единые для всех субъектов Федерации принципы регулирования, даются определения важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере.

2. Кодекс – крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (ГК, ТК). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения.

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевые).

Отраслевые – регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты (это уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский кодексы, трудовой кодекс).

Комплексный кодекс – систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной отрасли отношений.

В правовой системе могут существовать и иные виды кодифицированных актов: уставы, положения, правила и т.д.

Уставы – комплексные НА, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций, либо ту или иную сферу государственной деятельности. В настоящее время в форме устава кодифицируются также основные нормы, определяющие правовой статус субъектов РФ (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции).

Положения – регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).

Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, проф.заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).