Право и культура.

Соотношение этих понятий зависит от того, что ими обозначается. Слово «культура» происходит от латинского “cultura”, что в переводе означает возделывание, воспитание, поклонение, почитание. В современной культурологи под культуройчаще всего понимают все то, что создано человеком (т.н. артефакты), в отличие от созданного природой. В этом смысле культуру определяют как антропогенный ландшафт, т.е. как искусственную среду обитания людей, созданную ими в дополнение к естественной, природной среде. Достаточно широкое распространение имеет и ценностная трактовка культуры. Под культурой в этом случае понимается не все созданное человеком, а лишь то, что имеет значение общесоциальной ценности. Наряду с ценностным в российской культурологии присутствует и деятельностныйподход. В этом контексте выделяется концепция культуры Маркаряна, в которой культура рассматривается им как способ человеческой деятельности. Похоже, что Спиридонов придерживается этой концепции и на основании ее рассматривает соотношение права и культуры. Он пишет, что культура – это система механизмов и средств, которая становится общепринятой путем научения, благодаря своему свойству закрепляться в традиции. Это – общий способ человеческого существования, способ человеческой деятельности и объективированный результат этой деятельности. К числу ее продуктов культурология относит орудия труда, обычаи, системы представлений о добре и зле, прекрасном и уродливом, средства коммуникации и т.д. Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, постольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Нормы культуры образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

Т.о. право, наряду с моралью и религией, суть институт культуры. Именно культура определяет его содержание. Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или во всяком случае связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, т.е. стать правом. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона. Социализация индивида, т.е. включение его в наличную систему общественных отношений, сопровождаемое овладением им культурными ценностями всякого рода, есть вместе с тем усвоение им права. Усвоенное право, ставшее свойством, собственной характеристикой личности, обеспечивает соблюдение правил поведения юридического характера само собой, без вмешательства со стороны кого бы то ни было, в т.ч. и государства. Сказанное относится исключительно к праву, но не к законодательству, которое может являться не плодом естественноисторического развития, а продуктом нормотворческой деятельности государства. Законы становятся частью культуры постольку, поскольку они совпадают с правом, санкционируя сложившиеся культурно-правовые правила поведения. Правовые нормы входят не только в структуру личности, будучи усвоенными ею, но и становятся фактом правосознания.

К сожалению, Поляков ничего конкретного и вразумительного о соотношении права и культуры не пишет. Только Спиридонов дает более-менее понятный ответ на этот вопрос.