Понятие правового сознания.

Право и государство: проблемы взаимосвязи.

Право возникает раньше государства, и существование его возможно без государства. Но государство без права существовать не может. Право является атрибутом любого государства, его своеобразной визитной карточкой.

Для характеристики связи гос-ва и права и определения его правовых возможностей существенны три момента:

1) гос.власть может инициировать возникновение права, и такая творческая деятельность гос.аппарата называется в широком смысле правотворчеством (под которым понимается создание нормативно-правовых актов), а в узком смысле – законотворчеством (создание законов). Но возможности власти в этом направлении не безграничны. Любое государство вынуждено считаться с теми условиями жизни конкретного общества, нарушение которых может разрушить социально-правовую коммуникацию. Сам по себе нормативно-правовой акт право не создает. Поэтому акты, идущие вразрез с интересами и потребностями людей рискуют остаться «мертвыми»;

2) на ряду с творческим моментом в правовой жизни любого гос-ва существует момент консервативный, связанный с необходимостью государственного признания уже сложившихся общественных отношений, органичных для данного общества, и образовании на их легитимированной основе отношений правовых, закрепленных в официальных правовых текстах;

3) но поскольку определенные общественные отношения зачастую уже имеют правовую форму независимо от гос-ва, то последнее может санкционировать существующие правовые нормы и правовые тексты, придав им статус норм официального права (таким путем конституируется, например, правовой обычай как форма государственно признанного права).

Государственно организованное право получает новые черты, которые лишь намечены в праве социальном. В государственном праве нового уровня достигается формализованность текстуальных источников права. Чаще всего они представлены письменными текстами и представляют собой рационально организованную систему.

Именно в государстве применение спец.органами процессуально обеспеченных мер принуждения к правонарушителям становится эффективным средством защиты права.

Право, формирующееся в гос-ве, является одним из наиболее мощных средств и социального контроля, и социального развития. Оно обладает высшей легитимностью (социальной ценностью) в «здоровом» гос-ве, и конфликтующие с ним нормы социального права, как правило, теряют свое правовое значение.

Теория правосознания является одним из основных разделов общей теории права. Право не существует вне человеческого сознания, право становится правом, лишь пройдя через сознание социального субъекта. Поэтому наши представления о человеческом сознании, о его соотношении с правом определяют специфику правопонимания.

Например, психологическое направление в теории права (представители – Петражицкий, Сорокин) рассматривают право как часть правосознания. Другие исследователи (Лившиц) трактуют правосознание как составную часть права. Третьи (Алексеев, Матузов) полагают, что право и правосознание являются самостоятельными феноменами, но взаимодействующими между собой в рамках единой правовой системы.

С позиций коммуникативной теории права правосознание выступает скорее в качестве правовой субстанции, опосредующей как правовые тексты, так и правовое поведение, реализацию прав и обязанностей.

Человеческое сознание всегда опосредует правовую реальность. Только через свое осмысление и ценностную интерпретацию правовые тексты получают правовую легитимацию и трансформируются в нормативные установления, способные воздействовать на волю, поведение субъектов, определяя его как правовое. Человек вправе делать что-либо потому, что это соответствует установленному в обществе правилу и соответствие действий субъекта этому правилу – социально оправдывает их.

Ценностное восприятие правового текста невозможно без установления ценностного отношения между объектом и субъектом. Такое отношение представляет собой интеллектуально-эмоциональное переживание социальными субъектами значимости той или иной правовой нормы, т.е. является частью правового сознания личного и общественного. В этом смысле право не существует вне правосознания, хотя это и не означает, что право и правосознание есть одно и то же.

Нормы права как явление нематериальное не могут быть непосредственно усмотрены в мире физического бытия, вне сознания человека, также как не могут быть там обнаружены субъективные права и правообязанности. Какова же связь права с сознанием человека? Различные философские традиции по-разному отвечают на этот вопрос. В русском дореволюционном неоплатонизме предлагался следующий вариант: феномен права не порождается записью текста нормы на бумаге. Но он не исчерпывается и актом сознания – индивидуального или общественного. Смысл права, или его идея, существует независимо как от материальных носителей, так и от индивидуального или общественного правосознания. Право не имеет вневременного бытия, оно возникает, длится и исчезает во времени. Согласно концепции Франка, бытие государства и права предполагает не только вообще бытие людей, в отношении которых оно имеет силу, но и их подчинение данного явления. Своеобразие бытия общественного явления, в том числе права, заключается в том, что оно есть образцовая идея, цель человеческой воли, сила, действующая на волю в форме того, что должно быть, что является идеалом. Природа общественного бытия, таким образом, имеет одновременно и объективную и субъективную стороны.

Исходя из этого, можно сделать обоснованный вывод о том, что право, формируясь как субъективное социальное явление, как правовая коммуникация, представляет собой и объективированную идею, чей смысл воплощается во внешних знаковых формах, в т.ч. материальных (текстуальные источники права) и определенную сферу социального правосознания, в которой правовая идея, как передаваемый текст сообщения, вторично интерпретируется в соответствии со своим социокультурным смыслом и значением, и находит свое отражение как в правовых нормах, так и в реальном взаимно обусловленном поведении субъектов, осуществляемом в форме прав и обязанностей.

Т.о., право как явление коммуникативное неразрывно связано с человеческим сознанием и представляет собой сложный когнитивно-психический и социокультурный феномен, в рамках которого право можно рассматривать как психосоциокультурную целостность.

Т.о., правосознание – это особая разновидность, особая форма социального сознания. С позиций традиционной для советской России философии – под сознанием понимают человеческую способность идеального воспроизведения действительности в чувственных и мыслительных образах. В таком случае сознание представляет собой субъективный образ объективного мира, который получается путем отображения объективной действительности в виде представлений, мыслей, переживаний, созерцаний, идей и других духовных феноменов, из которых и состоит содержание сознания. Теория отражения основывается на противопоставлении субъекта и объекта познания, а само познание понимается как копирование объекта. Такая трактовка сознания не является единственно возможной. Иначе решается эта проблема в феноменологической философии и феноменологической социологии. В феноменологии сознание понимается всегда как осознание чего-либо, направленное на что-либо. В этом смысле субъект и объект коррелируют друг друга. Поэтому, в феноменологии сознание можно трактовать как явление, неразрывно связанное с социальной коммуникацией.

С т.зр-я постнеоклассической науки, сознание не отражает объективную действительность, а существует в рамках субъективной действительности, составляя ее часть.

Но каким бы образом не трактовать сознание в нем всегда на ряду с когнитивнымможно выделить и ценностный аспект(избирательность сознания) и аспект практический.