Коммуникативная концепция права.

Одним из вариантов интегрального правопонимания является коммуникативная теория права. К методологическим основам коммуникативной теории права относится признание того, что: 1) право как феномен не существует вне социального субъекта, вне социального взаимодействия; 2) данное взаимодействие является интерсубъективным, т.е. существующим в границах общего жизненного мира субъектов, а также коммуникативным, опосредуемым правовыми текстами; 3) правовые тексты, опосредующие правовую коммуникацию, должны быть легитимированы (признаны) сознанием субъектов в границах их жизненного мира; 4) участники такого интерсубъективного коммуникативного взаимодействия обладают взаимообусловленными правами и обязанностями.

С позиций коммуникативной теории право одновременно представляет собой идею и реальный факт, нормы и правоотношения, индивидуальные эмоции и социальные ценности, текст и деятельность по его интерпретации и реализации. Ни одно из этих положений не истинно в своей отдельности и отвлеченности, только в рамках целостного восприятия права они обретают свой смысл.

Коммуникация – это взаимодействие между субъектами, опосредованное текстом (знаковым объектом). Текст – это система знаков, создаваемых в рамках культуры (связанная и полная последовательность знаков, несущая в себе определенный смысл, называется текстом в широком значении слова). Социальное взаимодействие, основанное на интерпретации социально значимой информации, имеющей знаковую (текстуальную) форму, называется социальной коммуникацией. Социальная коммуникация включает: 1) Не больше двух участников – коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; отправитель сообщения (создатель текста) называется коммуникатором, а получатель сообщения реципиентом; 2) ситуацию, которую они стремятся осмыслить и понять; 3) сообщения (тексты), выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу и взаимодействовать; 5) процесс материальной передачи текстов; 6) восприятие сообщения (текста), отражаемое в поведении реципиента. Таким образом, тексты, действия по их построению и интерпретации, а также связанные с этим мышление, понимание и взаимодействие составляют содержание коммуникации.

Коммуникация связана как с познанием, так и с отношением к познанному, а также и с действием в соответствии с познанным. Поэтому социальная коммуникация включает в себя информационный (рациональный), эмоционально – ценностный (иррациональный) и праксеологический (деятельный) аспекты.

Коммуникация происходит в рамках определенной культуры, в рамках которой создаются, передаются и интерпретируются тексты. Правовая коммуникация – это правовое взаимодействие между субъектами, возникающее на основе интерпретации правовых текстов, результатом которой является предоставление субъектам взаимных прав и обязанностей.

Текст – система знаков. Знак – это материальный объект, используемый для получения, хранения и передачи информации в процессе социального взаимодействия. Правовой текст – система знаков, интерпретация которых порождает правовой смысл, направленный на регулирование поведения субъектов путем определения их правомочий и обязанностей. Таким образом, правовой текст опосредует правовую коммуникацию, то есть он информирует субъектов о принадлежащих им правах и обязанностях.

Тексты бывают вербальные и невербальные (символические). Вербальные тексты бывают устные и письменные. Устный текст – правила правовых обычаев. Письменный текст – тексты нормативно – правовых актов, договоров.

Правовой текст является носителем информации о правовых нормах, но он не равен правовой норме. Правовая норма представляет собой идеально – материальное явление, возникающее из интерпретации правового текста, которая осуществляется правовым сознанием субъекта с одной стороны, и реализуется в актах взаимодействия субъектов, с другой. Интерпретация правового текста всегда осуществляется в рамках определенного культурного контекста, благодаря чему оказывается возможной правовая коммуникация.

Феноменологический метод позволяет рассматривать право как интегральное единство и выявить структуру права, в которой и выражается эйдос права. Интегральным элементом этой структуры является правомочие, то есть наличная возможность субъекта действовать оправданно тем или иным образом и требовать соответствующего поведения от других субъектов (социально признанное правомочие). Правомочие всегда предполагает другого субъекта, к которому оно обращено (социальная направленность).

Правомочия и обязанности образуют лишь эйдолу права (неполный эйдос). По мнению Полякова, правомочие и обязанность являются таковыми только тогда, когда они вытекают из общезначимых и общеобязательных правил поведения, то есть правовых норм. Правовая структура, следовательно, представляет собой коррелятивную связь правомочий и обязанностей, консолидированных общезначимой и общеобязательной нормой.

Таким образом, право с позиций постнеклассической науки предстает как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, содержанием которой являются правовые коммуникации. Данная система предстает и как система человекоразмерная, не существующая без участвующих в правовой коммуникации субъектов. Субъект интерпретирует правовые тексты, выявляет в процессе интерпретации смысл обращенной к нему правовой нормы; совершает акт признания заключенного в ней ценностного содержания; делает ее актуальным правилом поведения в правовом взаимодействии с другим субъектом. Коммуникативная теория права не отменяет другие варианты правопонимания, а лишь показывает их недостаточность в контексте постнеклассической науки.

Право – это психо-социо-культурная система, то есть явление, существующее в сознании субъекта и не существующее вне его, это явление, существующее во взаимодействии субъектов.