Этатистский тип правопонимания.

Этатистский (фр. Etat- государство) подход относится к классическим типам правопонимания, сформировавшимся в рамках классической научной рациональности.

Историческими предпосылками возникновения этатизма являлись взаимосвязанные процессы формирования западноевропейских абсолютных государств и кодификации национальных законодательств (16-18вв.). Данный тип правопонимания возникает как результат утраты правовой культурой своего религиозного значения, в результате чего государство стало пониматься исключительно как рациональное творение человеческих рук, а право – как выражение воли государства. Этатизм, таким образом, представляет собой идейную противоположность юснатурализму.

Идеи, характерные для этого направления, высказывались уже некоторыми древнегреческими софистами. Свое эмпирическое подтверждение этатизм получил в период становления в Западной Европе абсолютистских государств, а философское обоснование – в учении позитивизма.

Таким образом, развитие правового этатизма осуществлялось на основе методологии научного позитивизма – философского направления, возникшего в 30-е годы 19 в. Его основатель – фран. мыслитель О. Конт, вслед за нем. философом И. Кантом, полагал, что человеческий разум не способен проникать в сущность вещей, поэтому и наука не должна претендовать на раскрытие причин явлений, а должна заниматься описанием и систематизацией этих явлений. Образцом научного знания о мире позитивизм считал эмпирически проверяемое естественнонаучное знание, его антиподом – знание неэмпирическое, философское, т.н. метафизическое. Позитивизм отказывается оперировать знаниями, которые не могут быть проверены на истинность опытным путем. Научное знание может быть только позитивным, т.е. основанным на фактах, положительно известных нам из опыта.

Согласно этатистскому подходу право всегда является созданием государства или по крайней мере всегда опосредуется государством для того, чтобы получить правовые свойства и стать именно правом. Право в этом случае понимается как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством в форме закона. Такое восприятие права возможно только в условиях секуляризованной (потерявшей свой религиозный смысл) правовой культуры. Таинство «творения» права в этом случае переносится с Божества на само государство. Логическим следствием этатизма является культ государства, а право оказывается своего рода евангелием от государства.

Этатизм сводил право к знаковой системе, к тексту, и прежде всего к тексту закона; право фактически отождествлялось с законом государства. Данный аспект правопонимания находит наиболее полное выражение в разновидности правового этатизма – тории правового нормативизма, видным представителем которого был австрийский правовед Г. Кельзен. Право трактовалось им как система иерархически построенных норм, устанавливающих акты принуждения.

Основными признаками права в этатизме признаются формальная определенность, понимаемая как фиксация правовых норм в писаном законе, и защищенность публичной властью государства. Т.е. право – это внешний нормативный порядок, поддерживаемый при помощи физического принуждения со стороны государства. В.И. Ленин: «.. право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». В своей волюнтаристской трактовке этот вариант правопонимания определяет право как волю государства (народа, класса), возведенную в закон.

Этатистский подход совместим с представлениями о произвольности права, о возможности его формального существования, при отсутствии реального правомочного и правообязанного поведения субъектов. Главное – получение устанавливаемыми государством нормами объективированной внешней формы в виде закона. Данный подход обходит стороной ценностные аспекты права и его коммуникативную сущность. Поэтому вопрос о справедливости права, его нравственной обоснованности, соответствии общественному правосознанию, как и вопрос о его реальном действии в обществе, - исключался сторонниками правового этатизма из предмета юридической науки и признавался несущественным.

Видными представителями правового этатизма на Западе в 19-20 вв. были И. Бентам, Д. Остин, П. Лабанд, К. Бергбом и др.

Этатистский вариант правопонимания отражает характерные особенности классического типа научной рациональности:

1. Этатизм трактует право как совокупность норм, т.е. определяет целое (право) через сумму его частей (правовых норм), что соответствует представлениям классической науки об объекте познания как простой статичной механической системе.

2. Представления о системе права позитивисты выстраивают по принципу, лежащему в основе классической механической картины мира – принципу связи причины со следствием. Нормы права рассматриваются как детерминанты, или причины, вызывающие строго определенные последствия в сфере юридической практики.

3. В соответствии с классической трактовкой объекта познания как замкнутой системы право рассматривается этатистами как логически завершенная и беспробельная система, содержащая весь необходимый материал для правильных логических конструкций и строго рациональных выводов.

4. В рамках этой замкнутой системы на каждый юридический вопрос есть только один верный ответ, что соответствовало претензиям классической науки достичь такого знания об объекте, которое имело бы характер абсолютной истины.

5. В этатистском подходе право оторвано от человека и определяется как сила, действующая по аналогии с силой природы.

Вместе с тем в рамках этатизма впервые получил обстоятельную разработку нормативный аспект бытия права, однако норма права была неправомерно отождествлена с законодательным текстом.

Луковская Д.И.: Рассматривает право как меру свободы. Согласно этатистскому типу правопонимания эту меру свободы устанавливает государство, причем свобода рассматривается как дар государства. Согласно этому подходу право и закон тождественны. Различия между правом и законом не проводятся. Не учитывается и даже отвергается, что закон может возводить произвол в право; не учитывается, что закон может быть неправовой.

Для этатистского типа правопонимания характерно суждение о том, что юриста не должны интересовать моральные, политические факторы, влияющие на право. Юрист не должен смешивать право с моралью, говорить о моральном обосновании права, решений суда. Юрист абстрагируется от моральных, политических, экономических проблем. Он изучает на основе сложившихся правопонятий действующее право.

Согласно данному подходу возможен двоякий взгляд на соотношение государства и права: тоталитарный вариант – государство не связано законами, которые оно само и создает; вариант прагматического свойства – государство может быть и связано законами в своей деятельности, но не задумывается о том, каковы эти нормы. Характерно и то, что сама законность здесь рассматривается только как неуклонное соблюдение действующих норм права.

Таким образом, для этатистского типа правопонимания характерно: мера свободы устанавливается государством; право и закон отождествляются; права и обязанности сливаются; законность сводится к соблюдению действующих в данный момент законов; юристы абстрагируются от моральных проблем права.