М. Врубель. «Жемчужина».

 

За выставкой последовали исторические русские концерты 1907 г.: Сергей Рахманинов, Николай Римский-Корсаков, Илья Глазунов, Федор Шаляпин и др. певцы и дирижеры.

После этого, в 1908 г., состоялась премьера оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (партия Бориса Годунова – Ф.И. Шаляпин, декорации – А.Я. Головин).

И с 1909 г. состоялись сезоны русского балета.

5. Единый духовный контекст европейской и русской художественных культур проявился в фактах создания международных творческих союзов. Так, в 1909 г., в Мюнхене, было организовано объединение художников «Синий всадник»,в противовес «Мюнхенскому Сецессиону», который отказался принимать произведения «авангардистских» художников. Помимо Вас. Кандинского и Явленского в объединение «Синий всадник» вошли Габриель Мюнтер, Александр Канольдт, Марианна Веревкина, Август Маке, Пауль Клее, Альфред Кубин и др. Позднее к нему примкнули: Франц Марк, Карл Хоффер, братья Бурлюки, Ле Фоконье. Группа была довольно разнородная, об этом говорят и выставки этого объединения. Первая выставка проходила с дек. 1909 г. по янв. 1910 г. в галерее Танхаузера. Вторая в сен. 1910 г.; помимо немецких художников здесь были представлены фовисты и кубисты из Франции: Ле Факонье, Брак, Дерен, Руо, Вламинк, Ван Донген, на этой выставке были представлены и работы символиста Редона.

Одилон Редон. «Воздушный шар как глаз»

Одилон Редон. «Мистическая лодка» (фрагмент)

Образы пугающей, невероятной графики Одилона Редона — одного из основоположников французского символизма, далеко ушли как от традиционного реализма, так и от объективного отображения действительности. В его работах есть что-то от Босха, что-то от позднейшего сюрреализма. Символы художника подчас можно только прочувствовать, но не разгадать. Редон в суровой черно-белой гамме представляет нам как бы чудовищную изнанку этого мира, наполненную ленивыми толстыми гусеницами, перекошенными лицами, «воздушными шарами глаз».

6. Завоевания культуры «серебряного века» не прошли бесследно и периодически возрождаются. Их след мы видим в современном театре пластической драмы (французский театр пластической драмы «Донка», российский театр пластической драмы «ЧелоВек» и др.), в постановках опер-балетов (например, в опере-балете «Князь Игорь» мы слушаем оперные арии князя Игоря, хана Кончака, но они перемежаются с уникальными танцевальными композициями балета; такова половецкая пляска), рок-опер и произведений др. синтезированных жанров. Однако эти синтезированные жанры качественно отличаются от явлений синтетизма в понимании драматурга А. Стриндберга или танцовщика и балетмейстрера Мориса Бежара, в творчестве которых слияние видов искусства достигает такого уровня, при котором вокальные и пластические фрагменты нельзя вычленить, отделив их друг от друга, невозможно само их существование в виде отдельных произведений, как в случае с половецкой пляской.